Смекни!
smekni.com

Искусство Месопотамии (стр. 3 из 3)

Храмовые сооружения Двуречья делятся на четыре основные типа, которым предшествовал дошумерский храм IV тысячелетия до н.э. Это небольшое прямоугольное святилище с одним жертвенником.

Второй основной тип представлен храмом с местом для очага; у его длинной стены находился обнесенный стеною двор. К третьему типу относится храм, центром которого был двор. Его план представлял собой квадрат со святилищем - целой, где на пьедестале помещалось изваяние бога, которому был посвящен храм. Четвертый тип храма с помещением для очага появляется в новоассирийское время.

Первоначально храмы возводили на искусственно возвышенных террасах, которые позже сменились ступенчатыми башнями - зиккуратами. Эти зиккураты считают еще и гигантскими алтарями, расположенными ближе к богам, на которых приносились жертвы. Жертвоприношение должны были оказывать магическое влияние на присутствующих.

С именем царя Навуходоносора II связывают одно из семи чудес света, получившее название “висячие сады Семирамиды". Остатки этого грандиозного сооружения были обнаружены английским археологом Кольдвеем. Кольдвей же обнаружил и фундамент другого, не менее грандиозного сооружения - памятника вавилонской культуры - знаменитой Вавилонской башни, о которой упоминает библейская книга Бытия. В 498 г. до н.э. башню видел Геродот, древнегреческий историк, и был поражен ее размерами, о чем написал в своих произведениях.

Кроме строительства храмов, уже с досаргоновского периода, развивалось и строительство дворцов. Многие из них - даже в развалинах - поражают своими размерами и роскошью. В каждом дворце находились тронный зал, гостевые дворцы, залы, архивы, библиотеки, помещения для прислуги и членов царской семьи, а иногда и школьные помещения со скамьями, мастерские, склады, хранилища. Дворцы Саргона II, Ашшурбанапала, Навуходоносора II представляли собой целые города, окруженные стенами. Внутренняя часть дворца представляла комплекс бытовых помещений с керамическими ваннами, уборные, кухни, хитроумно сооруженные колодцы.

Необходимость в регулярном снабжении водой привела к строительству водопроводов из керамических труб, акведуков (мотов-водопроводов). К гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы.

Обычные жилища горожан были, в сущности, образцом, по которому возводились позже здания дворцов. Такое жилище строилось вокруг двора, на который вели выходы из отдельных помещений. Чаще всего дома строились без окон из-за жаркого климата и по соображениям безопасности. Вместо окон между крышей и стенами оставлялось небольшое пространство для воздуха и света. Жилые помещения располагались в северной части постройки.

До наших дней дошла арка, распространившаяся в архитектуре Европы лишь со времен Александра Македонского, но которая использовалась в домах шумеров как деталь перекрытия ворот.

К особой отрасли строительства следует отнести кораблестроение. Самые древние плавучие средства делались из просмоленного тростника (их заливали асфальтом). Уже в шумерское время корабли различной формы и грузоподъемности, от узких челнов до тяжелых военных кораблей, строили из дерева и по чертежам. В том числе гребные и парусные с одной или несколькими мачтами.

В тех местах, где реки пересекали дороги, строились мосты из камня или асфальта, дерева или металла. Были известны и понтонные мосты из просмоленного тростника.

Применение асфальта разнообразно: он зачастую даже заменял камень. На земле Двуречья камень встречался редко. В основном это были обсидиан, кремень, базальт, алебастр, мрамор, гранит. Их приходилось привозить издалека и изделия из них были крайне дороги. Камень использовали в скульптуре. А поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни применяли и в ювелирном деле. Из самоцветов, слоновой кости и перламутра в сочетании с бронзой, серебром, медью и золотом древние мастера изготавливали настоящие произведения искусства.

Издавна металлу приписывалась магическая сила, его называли “даром небес", “силой небес". Особенно это относилось к железу, цена которого была высока. Шумерским чеканщикам были известны самые тончайшие приемы ювелирного мастерства: филигрань, скань, зернь, инкрустация, эмалирование и другие. Страна, обладающая нужными знаниями и средствами для обработки металла, могла оказывать большое экономическое и политическое влияние на своих соседей.

С повышением производительности труда растет обмен товарами внутри общины и между соседними общинами, а с течением времени и с отдаленными областями.

Развитию торговых связей способствовали пути сообщения - караванные дороги и судоходные реки. Мосты и дороги находились под “защитой богов", но, несмотря на это, вдоль всего пути караванов размещались сторожевые посты, служащие еще и для передачи сигналов со сторожевых башен посредством огня. Вдоль дорог рылись колодцы, устраивались искусственные оазисы, использовались и дорожные указатели. Среди торговых документов встречаются путевые схемы и графики, своеобразные путеводители. Товары перевозились на ослах, мулах, лошадях и верблюдах. Телеги и повозки применялись для перевозки людей и больших и тяжелых предметов.

В качестве торгового эквивалента служило серебро.

Художественная культура.

Искусство Древнего Двуречья более динамично. Чем искусство Древнего Египта. Наиболее распространенными жанрами были архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Зиккураты, высокие ступенчатые башни, символизировавшие постепенное восхождение к богу, обычно ярко раскрашивались: в черный, кирпичный, белый, золотой цвета. Широко использовалась керамическая плитка для облицовки зданий. Но наиболее интенсивно в Двуречье развивалась скульптура: рельефы, монументальная скульптура, мелкая пластика. Пластика отличается декоративностью (инкрустация золотом, медью, драгоценными камнями и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Рельефы отражают наиболее яркие моменты истории и культуры страны: сцены военных походов, религиозные и мифологические сюжеты.

Искусство глиптики - резьбы по камню, кости, стеклу - применялось при изготовлении цилиндрических печатей и служило гражданским целям. Из твердых пород камня выполнялись цилиндрики, по оси которых было сделано отверстие, куда вставлялась палочка. На внешней стороне цилиндрика вырезались изображения. Печать прокатывалась по влажной мягкой глине. Оттиск служил “удостоверением личности” владельца и заменял его подпись.

По своей жизнестойкости культура Двуречья превзошла все древневосточные державы и пережила на два с лишним тысячелетия своих собственных творцов.

На базе шумерской культуры развивалась и росла культура семитов - вавилонян и ассирийцев. Через их посредство, в их передаче и переработке она распространилась в соседние области - Лидию, Персию, Сирию, Палестину, Малую Азию и проникла даже в Пелопоннес. Границы взаимных культурных влияний оказалось далеко за пределами Двуречья.

В VII в. до н.э. Вавилония была завоевана Персией. Персы разрушили Вавилон, а в последствии и Египет, в 526 г. до н.э. Эти завоевания положили конец цивилизациям Египта и Двуречья. Но культура их не разрушилась, хотя от памятников архитектуры остались лишь величественные руины: духовная культура Египта и Вавилонии была воспринята древними евреями и греками и внесла значительный вклад в формировании ближневосточно-средиземноморской цивилизации.

Заключение

Если проанализировать все выше сказанное, то можно сделать следующие выводов.

Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составляющих ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой. Арабской, индийской, а позже и культуры Византии.

Несмотря на ранний период формирования этой культуры, она содержит в себе много удивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, астрономических, математических и других знаний.

Список литературы

1. Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998.

2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: ИВЦ “Маркетинг", 2000.

3. Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов - на - Дону: “Феникс", 2001.

4. Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.