НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Истории и Политологии
Реферат
на тему:
Искусство Месопотамии
Выполнила:
студентка 424группы
Карпова Анастасия
Проверила: Михайлова Н.Д.
Новосибирск 2007
Содержание
Введение
1. Образование государства и его социальное устройство
2. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура
3. Особенности мировоззрения: культы и верования
4. Письменность, литература и мифология
5. Технические достижения, строительство и архитектура
Заключение
Список литературы
Заключительным актом величайшего действия в истории человечества явилось два крупнейших нововведения: социально-политическое (государство) и социокультурное (цивилизации).
Признаками наступления цивилизации служат города, письменность, социальные нормы и этикет поведения, возникновение школы, распространение грамотности в различных слоях населения и санитарии в повседневном быту горожан.
Таким образом, следующий за палеолитическим искусством этап развития мировой культуры связан с переходом от “варварства" к цивилизации.
Под цивилизацией в данном случае будем понимать не только включенность каждого индивида в активную гражданскую жизнь своего общества или сообщества, но также более комфортную социальную и бытовую жизнь горожан, активно приобщающихся к культурным благам.
Можно говорить о том, что цивилизациями становятся только высокоразвитые культуры. С возникновением первых развитых культур начинается история человечества. В отличии от ранее существовавших земледельческих культур, первые центры цивилизаций появляются на берегах рек.
Одной из таких цивилизаций является Месопотамия (Двуречье). Долгое время считалось, что библейские легенды - порождение человеческой фантазии, поскольку в Междуречье не сохранились никаких следов блестящей цивилизации: ни храмов, ни дворцов, ни статуй, ни башен, ни надгробий. Только XIX веке археологам удалось найти остатки великой культуры древности, которые подтвердили многие легенды.
Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной культуры, создавшая огромные художественные ценности и по всей древности не уступавшая египетской. Культурная история Двуречья представляет собой калейдоскоп сменяющихся народов и царств, связанных лишь культурной преемственностью. Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия, расположенные в плодородной долине, Сиро-Финикия и Палестина на западе на побережье Средиземного моря, Хеттское государство в горных районах, Древнее Закавказье в центральной части Малой Азии, Урарту на Армянском Нагорье - эти древние цивилизации сыграли исключительную роль в многотысячелетнем процессе формирования мировой культуры.
Обращает на себя внимание разнородность народов и в этом контексте разнородность и многоликость культуры этого региона. Шумеры, аккадцы, арамейцы, арабы, ассирийцы, хетты, персы, греки - вот далеко не полный перечень населения Двуречья.
Равно как и народонаселение. История этой области между двумя реками была очень пестрой. Однако все возрастающее количество археологических находок позволяет расширить и уточнить наши знания об этой эпохе. В этой связи проблема хронологии становится из важных проблем ее истории и культуры.
Согласно современным хронологическим исследованиям, лишь с середины II тысячелетия до н.э. можно опереться на более точное датирование, а о хронологии периода до 2500 г. можно говорить лишь в очень приблизительных чертах.
первая половина IV тысячелетия - культура Эриду.
вторая половина IV тысячелетия - культура Эль-Обейда.
3000-2800 гг. до н.э. - культура Урука.
2600-2400 гг. до н.э. - досаргоновское время.
2350-2150 гг. до н.э. - аккадское время (династия Саргонов).
1950-1700 гг. до н.э. - период соперничества городов-государств.
1850-1530 гг. до н.э. - период 1-й вавилонской династии (Хаммурапи).
1380-1080 гг. до н.э. - среднеассирийское время.
1128-1105 гг. до н.э. - Вавилон (Навуходоносор I).
909-605 гг. до н.э. - новоассирийское время.
625-539 гг. до н.э. - нововавилонское время.
539 г. до н.э. - завоевание Вавилона персами.
Ирригационные работы, сооружение каналов, возведение дамб и плотин, их обслуживание, поддержание и усовершенствование - все это было не под силу не только одному человеку, но даже и семье. Это приводило к образованию общин. Община Двуречья, корни которой уходят в родовое общество при первобытной строе, представляла собой совокупность поселенцев, часто уже не связанных кровными узами, которых объединила необходимость совместного труда в производственном процессе и общая заинтересованность в его успехе. Постепенно создавался организационный аппарат, сосредоточивший в своих руках заботу о правильном использовании системы орошения, большое количество средств производства и определенные знания, т.е. образовался ведущий слой. В руках того, кто таким путем приобретал власть над оросительными сооружениями, оказывалась и власть над всей областью. Как только одна из областей начинала использовать воду соседа, начинались трения и вооруженные столкновения. Эти конфликты приводили к возникновению более крупных объединений, охватывающих обширную территорию долины Тигра и Евфрата. Появляется первое деспотическое государство Двуречья, в котором экономические и производственные отношения, а также отношения собственности находят отражение в классовой структуре общества, главой которого становится правитель-деспот. Община же постепенно превращается лишь в организационную единицу, выполняющую сельскохозяйственные и ремесленные работы и уплачивающую установленные налоги и сборы.
Во главе общества в Двуречье стоял царь, постепенно превратившийся в “царя царей", в деспота, высшего правителя, законодателя, судью и военачальника. Жрецы и родовая аристократия представляли высший социальный слой. К этому же классу принадлежали владельцы крупных недвижимостей, торговцы, ремесленники и представители таких профессий, как строители, врачи, ветеринары, дворцовые и храмовые служители. К свободным гражданам относились “мушкенум", чья личная свобода напрямую была связана с их экономической зависимостью, ибо они были “прикреплены” к землям храмов и дворцов, которые обрабатывали. Бедность и задолженность могла превратить их в рабов, ряды которых пополнялись и военнопленными: цари Двуречья вели победоносные войны.
Накопление средств производства в одних руках порождало имущественное неравенство, приведшее к образованию внутри общины родовой аристократии, верхушки, которая составляла совет старейшин. Постепенно сформировался государственный аппарат. Представитель государственной власти был первоначально также главой храмового жречества. Это свидетельствует о важной роли древнейших храмов в экономической и культурной жизни того времени и объясняется в первую очередь их экономическим могуществом, наличием у них крупной недвижимости, которую им удалось сосредоточить в своих руках из получаемых жертвоприношений, даров, а также путем покупки. Площадь храмовой земли была порой весьма значительной. Для управления этим имуществом был необходим разветвленный административный аппарат, в котором различался целый ряд категорий храмовых должностных лиц, а также значительное число храмовых работников.
Крупное недвижимое имущество, которое принадлежало храмам, превратило их в важную экономическую и политическую силу. Это отражалось и на положении высшего представительства храма, власть которого распространялась на район возглавляемого им храма, позже присвоившего себе титул “царя земли". Царь прямо вмешивался в общинное устройство, подчинив себе родовых вождей и сделав их рядовыми чиновниками.
Общественная, экономическая и культурная жизнь сосредотачивалась главным образом в городах, расположенных вдоль обеих рек. Основанию и росту поселений на территории, отделенной от главных водных артерий, способствовала густая сеть каналов.
Выгодное географическое положение между реками позволило развивать торговые связи, превратившие Двуречье в один из важнейших перекрестков Древнего Востока.
Здесь прокатывались нашествия хеттов, филистимлян, ассирийцев, персов. Разрушались дворцы, храмы, города. Море слез и крови пролилось по этой земле, на которой археологи не нашли ни сокровищ искусства, ни архивов, только руины и горы мусора - Иерихон, Самария, Бет-Цур, Бет-Эл…Но остался нам с древнейших времен уникальный памятник культуры - великая Книга - Библия, повествующая и об истории древнего народа, ужасных войнах, поражающая то жестокостью, то высоким гуманизмом, выстраданной мудростью, любовью и благородством. Многие события, города, цари, исторические и религиозные деятели древних стран упоминаются в Библии, что привлекало к культуре Древнего Двуречья внимание ученых.
Предыстория Двуречья датируется серединой VII тысячелетия до н.э. На протяжении трех тысячелетий происходили огромные общественные перемены, в процессе которых собиратели пищи поднялись до уровня ее производителей, т.е. до неолитической революции. Дальнейшее развитие предысторической месопотамской культуры переносит нас уже в VI тысячелетие.
В IV тысячелетии до н.э. в южную часть Двуречья приходят шумеры - народ загадочный по происхождению и языку, чью прародину историки разыскивают и поныне. Именно шумеры закладывают основы всей последующей цивилизации Двуречья. По выражению С.Н. Крамера, “история начинается в Шумере”, ибо там на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа.
Именно в IV тысячелетии в Двуречье произошли великие общественные преобразования, которые влекло за собой первое общественное разделение труда. Скотоводство, земледелие и строительство ирригационных сооружений (каналов, шлюзов, колодцев, водоподъемных устройств и плотин) требовало организационного сотрудничества больших групп людей. Так сельская община пришла на смену родовой. Неустанное расширение производства привело ко второму этапу общественного разделения труда - к отделению ремесла от сельского хозяйства. С подъемом сельскохозяйственного производства развивается ремесло и специализация ремесленников по отдельным отраслям производства: гончарное дело, металлургия, строительство, ткачество и т.п.