Смекни!
smekni.com

Искусство Османской империи (стр. 2 из 2)

Наконец, рядом с настоящими коврами есть и так называемые килим или сумак (тканые, а не вязаные ковры).

•Текстиль

Начиная с XVI в. отмечается бурный рост текстильного производства. Его основные центры — Бурса и Стамбул, где кроме льняных производят и шелковые ткани. Шелк издавна привозится из Персии, но в конце концов в районе Бурсы удалось акклиматизировать шелкового червя. Указами султана строго регламентируется производство сырья и ткани (вес пряжи, ткани и цены на них). Помимо обычных шелковых тканей выпускаются высшие сорта шелка — парча (серасер, серепки зербафт), лампас (кем-ха) и бархат (кадифе), вышитые золотой и серебряной нитью, с растительным декором, иногда на красном фоне, величественный характер которых особенно смотрится в простом крое кафтанов, которые мужчины и женщины носят поверх другой одежды. В повседневной жизни обычно носят шерстяные вещи.

Декоративное украшение тканей

Рисунок на текстильных изделиях мало отличается от того, что можно увидеть на архитектурных сооружениях и керамических изделиях:

цветы занимают основное место: розы, гвоздики, лютики, цветки граната, жимолости и, особенно, тюльпаны. Не редко встречаются разные цветущие деревья с длинными ветвями, чаще кипарисы;

в стиле композиций заметно китайское влияние, а именно такие сюжеты, как чинтамани (три соединенные в форме треугольника жемчужины) и «губы Будды» (две волнообразные линии).

•Керамика

Керамическая облицовка часто украшала дворцы сельджукидов и первые османские сооружения в Бурсе и Эдирне, но настоящий расцвет керамики начался в конце XV в. в мастерских Изника. Помимо облицовки стен (михраб, купола, портики и минареты мечетей, надгробия, дворцы и медресе), керамика ипользуется при производстве разных мануфактурных изделий: блюд, тарелок, мисок, чашек, раковин, кувшинов, сосудов для воды, кубков, подсвечников, письменных приборов и чернильниц.

Цвета керамики

Крупнейшие мастерские Османской империи — в Дамаске, на Родосе, в Стамбуле и Изнике — использовали очень богатую кремнием землю, что способствовало развитию производства глазурованных изделий и позволяло наносить на них приятный орнамент. После обжигания в печи заготовка приобретает вид керамики глубокого белого цвета, приятной на ощупь и очень яркой. Палитра цветов со временем постепенно обогащается:

1480—1520 гг., голубой кобальт на белом фоне, позднее с добавлением штрихов турецкой сини (тюркуаз);

около 1530 г., появление пастельных тонов очень нежного оттенка: зеленой липы, нежно-лилового, марганцевого фиолетового, обведенного черным, нежной зелени баклажана (так называемые дамасские изделия);

к 1555—1557 гг., появление знаменитого «красного из Изника» — томатный красный цвет варьирует оттенками от кораллового до кирпичного. Производство керамики достигает своего апогея (она широко используется при строительстве мечетей Сулеймана Великолепного, Рустема-паши и Соколлу Мехмед-паши в Стамбуле).

Если мастера из Изника прославили керамику в XVI в., то мастерские Кютахьи и Текфур Сарая (основанные в 1718 г.) продолжат их традиции, хотя, пожалуй, и не достигнут того же уровня. Тем не менее этот вид искусства сумеет остаться востребованным. Именно керамика, конечно, наряду с анатолийскими коврами — это то, что открыло иностранцам глаза на изысканность, художественное и техническое мастерство в османской цивилизации.

Что касается декора, то первые «бело-голубые» расцветки были навеяны китайским фарфором, позже возникли другие мотивы: арабески и изображения облаков в форме бантиков, угловатые надписи, тонкая вязь в форме спирали. В многоцветном рисунке господствует растительный декор, со знаменитым мотивом «четыре цветка» (тюльпан, гвоздика, гиацинт, шиповник; иногда роза), а также листьев саз, или зубчатой и курчавой пальмы. Во второй половине XVI в. начинают появляться изображения персонажей, животных (лошади, птицы...), а также морских кораблей, которые все чаще встречаются на более поздних изделиях.

♦ Металлургия и обработка дерева

Работа с металлом делится на два вида: утилитарный и декоративный.

Первый вызван необходимостью большого количества оружия и доспехов для османской армии (ятаганы, кривые сабли, кинжалы, щиты, шлемы, пистолеты, ружья, конская сбруя, уздечки), которые тщательно выделываются и украшаются; нужны также решетки для дверных и оконных проемов и ключи. Для нужд повседневной жизни развито производство металлических сосудов и подносов самой разнообразной формы, а начиная с середины XVII в.предметы домашнего обихода делают еще и из луженой меди (лампы, зеркала, чернильницы, ящики для Корана, кадила и т.д.); на многих предметах отчеканены имена производителей и собственников, а также дата изготовления.

Большим спросом при османском дворе пользуются предметы интерьера и просто изящные вещицы. Выполненные из золота и серебра, они часто инкрустируются драгоценными камнями.

При обработке дерева предпочтение отдается инкрустации деревянной мозаикой, нежели резьбе. Тем не менее есть мастера резьбы по слоновой кости, их изделия отличаются тонкой изящной работой — статуэтки, зеркала, перьевые ручки, перочинные ножи, подставки для заточки перьев (макта), ложки...

♦ Стекло

Несмотря на то что Османская империя включает в себя территории, известные в истории своими традициями в стекольном деле — особенно Сирия и Египет, — османы мало что сделали в этой области. В XVI в. стекло в основном импортируется из Венеции, в первую очередь это цветное стекло, которое используется для витражей крупных мечетей. Известно, что в 1569 г. венецианский посол при османском дворе Марк Антонио Барбаро привез из Венеции в Стамбул 900 ламп для мечетей. На протяжении XVII и XVIII вв. привозимое из Европы стекло (особенно богемское) остается в большой моде. Вместе с тем, в самом Стамбуле есть стеклодувная мастерская, открытая, вероятно, в XVI в. (книга записей султанского дворца за 1534 г. свидетельствует о существовании стекольной мастерской во дворце Топкапы.)


Литература

1. Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. — С.Пб.: Наука, 1999. — 189с.

2. Дюпюи Эрнест Р, Дюпюи Тревор Н. Всемирная история войн / А.Д. Балабуха (ред.), С.И. Фомченко (пер.), С.И. Гузман (пер.). — СПб. : Полигон, 1997.

3. Коллас. История Турции. — К.; М. : ЕВРОЛИНЦ, 2003. — 331с.

4. Вамбери Герман. Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение:Пер.с нем.. — СПб. : Изд. В.Ковалевского, 1877. — 546с