Реферат по истории Турции
Искусство Османской империи
Османская художественная культура развивается прежде всего в мастерских имперского дворца в Стамбуле. Художники, ремесленники и даже техники дворца Топкапы, собранные за свое мастерство по всей Империи, составляют группу, или цех, под общим названием эхль-u хиреф хасса. Там же находятся архитекторы, мастера фаянса, художники-миниатюристы, музыканты, поэты, ювелиры, специалисты по ковроткачеству, булочники, хирурги, фармацевты, шорники, прачки и т.д. Эти мастера объединены в цеха и гильдии, и их главы избираются из числа самых авторитетных умельцев.
Эти художники и ремесленникиработают в первую очередь на удовлетворение потребностей султана и двора, но одновременно создают различные произведения, которые послужат образцами вне стен дворца. Получившие профессию в Турции или привезенные из завоеванных мест, они проходят тщательную проверку, имеют строгую иерархию и получают жалованье по тарифной сетке дневного заработка, о которой известно по дворцовым архивам.
Вступая в корпорацию эхль-и хиреф хас-са, все мастера и ремесленники становятся кул, рабами монарха, поскольку они находятся на службе у султана, который их содержит. Они также получают дополнительное жалованье за создание выдающихся произведений; для работы их снабжают исходными материалами, которые в большом количестве сосредоточены в Казначействе.
Во всем этом ремесленническом мире важнейшее место принадлежит изготовлению книг, паккашха-пе. Именно в этих мастерских, благодаря творческому духу и художественному воображению художников, рождаются замечательные орнаменты и украшения, выходящие далеко за пределы искусства живописи, поскольку включают в себя элементы каллиграфии, переплета, ткани и керамики. Другие ремесленные корпорации адаптируют эти произведения в соответствии с собственной техникой, создавая, таким образом, особый стиль для каждой эпохи.
ИССКУСТВО КНИГИ
В Османской империи, как и в любой стране ислама, «искусство книги» занимает особое место, поскольку необходимо хранить и распространять священный текст Корана. Для мусульман коранический текст свят: записывать или читать его — само по себеакт веры. Применяемая большими мастерами каллиграфия, с ее многочисленными стилями письма, поражала изящной и загадочной красотой. Эти декоративные тексты являются гимном, иконой религиозной преданности, ключом к пониманию благочестия и эстетики ислама. Они дают жизнь произведениям высочайшего качества по технике и стилю.
Арабское письмо, используемое для записи священного писания, становится объектом совершенствования и украшения его линий. К надписям добавляются миниатюры — на поясах, свитках и медальонах, — на которых пишут изречения и цитаты из священного писания. Труд каллиграфов и миниатюристов сопровождается работой переплетчиков.
Самые красивые книги создаются художниками дворца Топкапы, наккашхане. Именно там изготовлены все самые красивые рукописи, роскошные издания Корана, художественные произведения, украшенные чудесными эскизами и полными свежести миниатюрами.
♦ Каллиграфия
В исламском мире каллиграф (хаттат) имеет превосходство над всеми другими художниками в силу священного статуса арабского письма, проводника коранического откровения. Вначале оно служит размножению слова Господня, но со временем превращается в отдельное самостоятельное искусство. Это искусство контура, линии, тесно связанное с искусством миниатюры.
Каллиграфия включает в себя шесть основных стилей письма (аклам-и ситте), классифицированных Якутом из Амасии в XIII в.: сулюс, пасх, мухаккак, рейхаии, рикаи тевки. Они были пересмотрены шейхом Хамдуллахом (1429—1520) по просьбе султанаБаязида II (1481—1512). Среди этих шести видов переписчик и выбирает стиль, подходящий для его работы; можно также обратиться к некоторым фантазиям, как «дрожащие буквы» или письмо, «тонкое, как пыльца» (губари).
Владению этими стилями обучаются или по учебникам, в которых эти стили приводятся, или у учителя. Можно изменять высоту букв за счет толщины каляма, придумывать растяжки по вертикали и по горизонтали, видоизменять цвет и блеск чернил: возможности неограниченны. И конечно все эти стили используются для монументальных надписей (джели) в архитектуре (мечети, медресе, фонтаны), а также на различных предметах и тканях.
Что касается отдельных каллиграфических работ, таких как надписи на картинах (левха) или на альбомах (муракка), то они, как считают некоторые, являются высшим достижением каллиграфического искусства. Этими работами любуются как настоящими шедеврами.
♦ Раскрашивание иллюстраций
Во всем исламском мире широко распространена раскраска рукописей, и в частности Корана, различными цветами, в особенности золотом и ляписом-лазурью. Места для раскрашивания самые разные: фронтиспис, поля, шапка над сурами Корана, в начале главы, подзаголовка, параграфа в книгах нерелигиозного содержания. Тексты нередко пышно украшены собранными в геометрические схемы растительными арабесками, называемыми руми (Рум, Романский, что означает Анатолийский), и более реалистичным цветочным декором, называемым хатаи (из Хатай, Китая). Художники, занимающиеся этой работой, привлекаются, когда приходит время создавать миниатюры для дворцов, украшать там стены, расписывать купола и потолки.
♦Переплетное дело
В Османской империи оно продолжает общую исламскую традицию, в которой основным было применение треугольного защитного кожуха от намокания, сшивание листов в тетрадку или стопку, вшивание закладки. Декор турецких переплетов следует персидским традициям XIV и XV вв. часто с центральным медальоном (шемсе), оттиснутым и продленным кулонами, с отделанными углами и бордюрами. Специфической турецкой чертой является использование «мраморной бумаги» (эбру, называемой на Западе «турецкой бумагой»), которая изготовлялась вручную, а не механическим способом и служила для подкладки обложки.
При изготовлении переплетов обычно используется кожа, но для элитных изданий в работу над обложкой могут пойти дорогостоящие материалы, как лак, панцирь черепахи, ткань, вытканная золотом или серебром, драгоценные камни и жемчуг для инкрустации; в некоторых переплетах применяются ценные ткани, особенно сатин, часто с вышивкой шелком. За небольшим исключением, книги не большие и не тяжелые, их легко держать в руках.
♦Миниатюра
Если первые портреты османских султанов появились в эпоху Мехмеда II, под влиянием итальянских художников Маттео ди Пасти (1465 г.), Констанца де Ферраре (между 1478 и 1481 гг.) и Жен-тили Беллини, прожившего в Стамбуле более одного года с сентября 1479-го по конец 1480 г., тошкола османских художников, так считает большинство, родилась лишь после того, как Селим I (1512— 1520) привез с собой художников из Дамаска и, в особенности, из Тавриза и Герата после 1514 г. Это как раз и объясняет важность персидского вклада в искусство миниатюры, орнамента и переплетного дела. При Сулеймане Великолепном количество созданных миниатюр еще незначительно.
Лишь Матракчи Насух (ок. 1530—1564) оставил после себя достаточное наследие. Но во второй половине XVI в. благодаря деятельности рейса Хайдара по прозвищу Нигари (1494—1572) этот вид искусства развивается и достигает расцвета, при этом вырисовываются его особенности: реализм, поиск правдивого отображения.
Чувство повествовательного, анекдотического в сочетании с поиском реалистичного характеризует иллюстрацию многочисленных исторических биографий, созданных во славу монархов. В крупных композициях запечатлены, подчас с изумительной скрупулезностью и точностью, важные исторические моменты: восшествие на престол султана, прием посла, осада города, баталии и т.д. Художник Нак-каш Осман прославился в этом жанре.
В XVIII в., в эпоху царствования Ахмеда III (1703—1730), в османской живописи, приходившей в упадок на протяжении XVII в., происходит последний творческий подъем. Возникает новый стиль, который представляют два талантливых миниатюриста: во-первых, Левни (ум. в 1732 г.), который писал женщин и праздники при дворе; что касается Абдуллы Бухари, работавшего между 1735 и 1745 гг., то он приоткрывает частную жизнь и закрытый мир женщин, создает целый ряд утонченных портретов элегантных дам, но вместе с тем рисует и непристойные сцены.
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
♦ Ковры
Ковер на Востоке — это не только произведение искусства, характерное для того или иного племени или этнической группы, но и предмет повседневной жизни. Мягкий и красочный, он встречается повсеместно; в мечетях он — неотъемлемая часть совместных ритуальных молитв; в частном жилище на коврах, расстеленных на разного типа матрацах и подушках, спят, едят, принимают гостей, собираются на интимные встречи и по случаю торжеств.
Оригинальность настоящего ковра в том, что его не ткут на станке, а вяжут в ручную: к натянутым нитям основы руками привязывают короткие куски шерстяной или шелковой нити, и главное заключается в том, каким типом узла воспользоваться. Турецкий узел, называемый герде, отличается от персидского (сеиех) тем, то в нем короткие шерстяные или шелковые нити переплетаются с двумя соседними нитями основы, тогда как в персидском узле эти нити переплетаются лишь с одной из двух.
Сложно точно указать место, откуда пошли ковры.
Как правило, различают два типа анатолийских ковров:
ковры с геометрическими рисунками и эмблемами, идущие бесспорно от традиций тюркских кочевников; среди них есть ковры, которые различают по присвоенным им именам знаменитых европейских художников (Лотто, Гольбейн, Мемлинг, Кривелли), поскольку эти ковры фигурируют на их полотнах;
ковры, рисунок на которых заимствован из других источников, например из архитектурной декорации и, позднее, из книжного оформления; среди них, конечно, Ушак и другие ориентированные на продажу ковры с узорами, звездами, рисунками «чии-тамапи» и фигурами, называемыми «птичьими».