Искусство передвижников в Русском музее
Прошло более ста лет со времени основания товарищества передвижных художественных выставок. Художников, причастных к идейности товарищества, называли и продолжают называть попросту – «Предвижники». И прозвище «Передвижники» и название самого общества, c их неброской деловитостью, далекой от всяких поползновений произвести какой бы то ни было внешний эффект, обозначают огромное явление русской культуры. Передвижники неотъемлемы от истории России.
Необыкновенно свежо и молодо было их искусство, знаменуемое собой не робкую зарю, а яркий восход русской живописи, живописи воистину новой…: В этом необыкновенная актуальность темы передвижников в настоящее время, понятность живописи и тогда и сейчас. Понятность не только для людей, интересующихся искусством, а всем людям, независимо от социального статуса, образования и мировосприятия. В этих работах мы видим, какой должна быть истинная живопись, какую энергетику прекрасного она должна нести, ведь живопись – это искусство, доступное широким массам людей, ее образное восприятие дает возможность даже неграмотному человеку прочесть произведение. Именно сегодня нам не хватает столь прекрасного реалистического искусства, искусства живого.
Не хватает произведений, глядя на которые, человек мог бы мечтать, мыслить о прекрасном.
Произведения передвижников дают нам эту возможность. И в залах музеев перед работами передвижников стоят или сидят люди, полностью поглощенные этими произведениями, в глазах этих людей виден свет.
Так сильно, даже сегодня, произведения передвижников влияют на зрителя. Сегодняшнее изучение работ передвижников, находящихся в залах Русского музея, позволяет нам сравнить критический реализм с другими стилями и направлениями в живописи, так как в залах музея представлено последовательное развитие русской живописи, начиная от икон до авангарда. Картины, с которыми мы познакомимся, показывают, какой сложный путь прошло русское изобразительное искусство за многовековой период своего развития. Сравнив живопись 18 в. С работами передвижников, первое что бросается в глаза, что работы начала 18 в., это, в основном, портреты людей из так называемого высшего общества, портреты монахов, графов, князей, представленных в залах музея такими великими мастерами живописи 18 в. как И.Н. Никитин, А.П. Антропов, И.Я. Вишняков, Ф.Е. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.
В их работах прослеживается торжественность, все элементы работ призваны утвердить высокое сословное положение моделей. Эти работы покоряют поэтичностью и очарованием непосредственного восприятия окружающего мира.
Особенностью портрета второй половины 18 в. является большой интерес художников к внутреннему миру человека. В это время признание находит то понимание его достоинства, которое определяется не столько унаследованной от предков знатностью и богатством, сколько личными заслугами, качеством ума, богатством души.
В творчестве передвижников портрет также занимал важное место, но это был портрет без роскоши, портрет обычного человека, ничем не приукрашенный, но четко выражавший и настроение, и характер модели.
Одним из выдающихся передвижников-портретистов был И.Н. Крамской, он был мастером психологического портрета, писал людей ярких, неординарных, художников, философов, крестиан.
Он изображал свои модели такими, какими они были в повседневной жизни, поэтому в его работах чувствуется простота, некоторая небрежность костюма и прически.
В Русском музее работы Крамского представлены портретами художников В.Г. Перова и И.И. Шишкина, философа А.С. Суворина, астронома О.В. Струве.
Также широко известны портреты работы В.Г. Перова и других передвижников.
В Петербурге в 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова была открыта Академия художеств. Обучение в Академии строилось наследованием образом классического искусства античности. В результате исторические и мифологические сюжеты на темы подвигов античных богов и героев стали занимать особое место в произведениях изобразительного искусства.
Но не менее важным было средствами искусства воспитывать интерес и к собственной истории.
Вот почему в творчестве выпускника Академии художеств А.П. Лосенко, наряду с картинами на традиционные античные и библейские темы, появляется монументальное полотно «Владимир и Рогнеда» (1770), написанное на сюжет из летописей «Древней Российской истории».
Эта работа написана по канонам античной живописи, на работе изображены античные сооружения и утварь, хотя действие происходит в Полоцке 10 века. Художник соотнес события русской истории с античными образцами, как того требовало правило.
Интерес к отечественной истории определил темы творчества Г.И. Угрюмова. Среди его работ картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796 или 1797?) событие происходит в Киеве в 992 году.
И в этой работе художник уподобляет Яна Устаря античному воину.
Также излюбленным жанром были библейские сюжеты, представленные полотнами Ф.А. Бруни «Медный змий» (1841). Во всех этих произведениях четко прослеживается классическая школа, влияние творческого наследия Греции и Рима.
Передвижникам также была не чужда историческая живопись и библейские сюжеты, но как она не похожа на то, о чем я рассказывал ранее.
Обратим внимание на полотно Г.И. Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» (1889). Мы видим здесь торжество красоты античного праздника, а не трагический вызов судьбе. В картине передана красочная атмосфера античного праздника и отношение окружающих к женской красоте, отсюда выразительность лиц участников этого события, в которых выражена целая гамма чувств – от восторга до осуждения.
Попытаемся сравнить библейские сюжеты 18 века с работами передвижников взяв, к примеру, работу Н.Н. Ге «Тайная вечеря» (1863). Здесь библейские герои воспринимаются как реальные люди, наделенные сложным миром чувств и переживаний, такому восприятию помогает и вполне достоверная обстановка изображаемого художником помещения.
Контраст героев подчеркнут резкой светотенью. Передвижники так же, как и художники 18 века обращались к отечественной истории. Но в их работах богатыри не похожи на античных воинов. В работе В.М. Васнецова богатырь воплощает в себе доблесть и мудрость, могучую силу и отвагу В Русском музее «богатырская» сила представлена картиной картиной «Витязь на распутье» (1882). Это собирательный образ былинного богатыря, соединивший в себе и сказочное и реальное, писался этот образ опираясь на знания истории и материальной культуры.
Другим обращением к отечественной истории были работы А.П. Рябушкина, в его работах воссоздан облик Москвы XVII века. Рябушкин писал свои работы, опираясь на исторические документы, хорошее знание предметов быта, костюмов. Художник уделял особое внимание людям, это мы можем наблюдать в его картине «Семья купца XVII веке» (1896) и картине «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895). Сравнив работы 18 в. с работами передвижников, мы наблюдаем колоссальное отличие классицизма.
Сравнив же реализм и последующие стили, на которых оказали огромное влияние передвижники, совершившие революцию в живописи, и тем самым, дав возможность творить художнику то, что он считает действительно актуальным на сегодняшний день, не ставя его ни в какие рамки. Мы увидим, что последующее искусство сильно разнится с реализмом. В начале 20 века наравне с передвижниками М.А. Врубель, К.С. Малевич, В.А. Серов и др. Они ищут новые художественные объединения.
Возьмем, к примеру, две работы и сопоставим их: работу В.М. Васнецова «Витязь на распутье» (1882) и работу М.А. Врубеля «Богатырь» (1898). Казалось бы, одна тема – русские былинные богатыри, но совершенно разное написание.
Богатырь Васнецова – это реальный человек, чувства которого выражены в картине. Конь богатыря тоже реальный, мы не видим отличий этой картины от реальной жизни. Единственное, что мы можем сказать про эту картину, это то, что там все реальное, все живое, только вот изображенное на ней происходило давно. А в работе Врубеля богатырь и его лошадь – это сказка, яркая, ляпистая выдумка, эта работа больше похожа на тканный ковер нежели на живописное полотно.
Сравнив портреты начала 20 в. с портретными работами передвижников, мы видим тоже огромные отличия. Живой И.И. Шишкин в работе И.Н. Крамского, глядя на это произведение, думаешь, что он сейчас пошевелится и что-нибудь скажет, мы видим реального живого человека, в то время как в работе В.А. Серова «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой» (1902), мы видим своеобразную незаконченность, непроработанность.
Если в работе И.Н. Крамского ощущение проработанности даже каждого волоса, то в работе В.А. Серова это сплошное пятно с незначительной проработкой. В работах начала 20 века нет жизни, в этом отличие реализма от других стилей, реализм – это жизнь, перенесенная на полотно.
Работы передвижников, их жизнь, их творчество являет интерес большого круга ученых, искусствоведов, критиков. О передвижниках написано много книг, но в большей степени эти книги представляют лишь биографическое описание жизни художника, создание товарищества и описание небольшого числа работ. Но есть книги и с более широким спектром изложения. Одну из таких книг я использовал в своей работе – это двухтомник писем и документов «Товарищества передвижных художественных выставок». Это издание напечатано по решению Государственной Третьяковской галереи. Составители и авторы В.В. Андреева, М.В. Астафьева, С.Н. Гольдштейн, Н.Л. Приймак. Издательство «Искусство» 1987 г.
В 2007 году вышло в свет прекраснейшее издание: это энциклопедия «Русская живопись», издательство «АСТ АСТРЕЛЬ», Москва. В энциклопедии есть и словарь художественных терминов и прекрасные иллюстрации, но к сожалению статьи как и в других многочисленных книгах представляют лишь биографическое описание жизни художника и описание его работ.