XVI век для Германии начинается движением крестьянства, рыцарства и бюргерства против княжеской власти и римского католицизма. Время крестьянской войны было периодом высокого духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, немецкой культуры. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Он был крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. Образы Дюрера полны силы, но и сомнений. Он становится одним из самых крупных мастеров гравюры в Европе. Тема смерти – частая тема его графических листов. Дюрер – философ, но его философия лишена жизнерадостности и оптимизма итальянского Возрождения.
В 1505 году Дюрер едет в Венецию, затем по возвращении домой пишет «Адама» и «Еву» под воздействием итальянского искусства, в которых выражает своё национальное понимание красоты и гармонии человеческого тела. Дюрер был самым глубоким и значительным мастером немецкого Возрождения.
6.3. ФРАНЦУЗСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Начало французского Возрождения относится к середине XV века, когда было завершено политическое объединение страны. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры.
Первый крупный художник французского Возрождения – Жан Фуке (ок.1420-1481), придворный живописец Карла VII и Людовика XI . И в портретах и в религиозных композициях тщательность письма сочетается с монументальностью.
Многочисленные замки по рекам Луаре и Шер – свидетельства освобождения от готической традиции и применения ренессансных форм в архитектуре. Хотя замки на Луаре ещё внешне похожи на средневековые, их внутренний декор – ренессансный, даже скорее маньеристический.
XVI век – расцвет французского портрета. В этом жанре особенно прославился живописец Жан Клуэ (ок.1485/88-1541), придворный художник Франциска I, окружение которого, как и самого короля, он увековечил в своей портретной галерее.
Победа ренессансного мироощущения во французской пластике связана с именем Жана Гужона (ок.1510-1566/68). Самое известное его произведение – рельефы фонтана невинных в Париже. Легкие, стройные фигуры пронизаны поэзией и сдержанны по форме. Чувство изящества, гармонии, тонкость вкуса неизменно связаны с французским искусством.
В творчестве Жермена Пилона (1535-1590) вместо идеально прекрасных образов возникают образы жизненные, драматические. Экспрессивность его искусства типична для позднего Ренессанса и свидетельствует о надвигающемся конце ренессансной эпохи во Франции.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почему произведения искусства эпохи Возрождения, созданные столь давно, до сих пор трогают нашу душу и вызывают у нас такой интерес? Несомненно, это - совершенство исполнения, красота, но главная причина долговечности – глубочайшая человечность этого искусства, пронизывающий его гуманизм.
Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Они воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.
Ренессанс - эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэлю являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.
Эпоха от Возрождения до Реформации противоречива. Гуманисты, формулируя идеал свободной личности, провозглашали идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от этих идеалов. Они, оглядываясь в Античность, оставались христианами. Они соединили два мира – Античность и Христианское средневековье и лишь старались прояснить главный замысел Бога относительно человека.
Однако реформаторы-протестанты в другом конце Европы продолжили этот процесс не на почве идей гуманизма, а на религиозной. Каждый человек, считали реформаторы, причастен Христу, он его «современник», ибо актом личной веры человек живет в Новой истории.
Всё это способствовало кризису художественных идеалов эпохи Ренессанса, как и то, что Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. Здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре.
Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Так, черты кризиса художественных идеалов Возрождения проявились в маньеризме (вычурность, манерничанье), который сложился на излете эпохи Ренессанса – явная подражательность, вторичность стиля, гиперболизация отдельных деталей, иногда даже выраженная в названии произведения («Мадонна с длинной шеей»), нарушение пропорций, дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения.
Тема Возрождения богата и неисчерпаема. Это мощное движение определило развитие всей европейской цивилизации на многие годы. Мы лишь пытаемся проникнуть в суть происходивших процессов. Чтобы понять, нам необходимо более детально восстановить психологический настрой человека Возрождения, почитать книги того времени, посетить художественные галереи.
Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Искусство этой эпохи бесконечно долго будет восхищать человечество, поражать своей живучестью и способностью покорять умы и сердца.
ЛИТЕРАТУРА:
1. «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ»: УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ/ Л.М. БРАГИНА, О.Н. ВАРЬЯШ И ДР.; ПОД РЕД. Л.М. БРАГИНОЙ. – М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1999.- 479 С.
2. «ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»: УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ / СОСТ. Л.Н. ГОЛУБЕВА, И.М. СИДОРОВА; РГАТА, 1997, - 223 С.
3. ИЛЬИНА Т.В. «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО». – М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1983.
4. СОБОЛЕВА О.Ю. «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. – РЫБИНСК: РГАТА, 2002, - 70 С.
5. «ЗАПАД И ВОСТОК. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ».- М.: О-ВО «ЗНАНИЕ» РФ, 1993. – 239 С.
¹ Монтень М. Об искусстве жить достойно.- М.:Просвещение, 1973. – С.14-18.
¹ Искусство: Книга для чтения / сост. В. М. Алпатов и др. – М.: Просвещение, 1969, - С. 83-87.
¹ Мастера искусства об искусстве. Т2/ Под ред. А.А. Губера, В.Н. Грашенкова.- М.:Искусство, 1966.-с.192-194