Смекни!
smekni.com

Искусство эпохи Цинь (стр. 5 из 6)

На сегодняшний день гробница полностью еще не раскопана. Так, известно только местоположение гробницы самого императора, но его останки было решено не трогать.

К сожалению, недостаточная степень изученности такого обширного материала не позволяет в настоящее время сделать конкретные выводы о происхождении этого комплекса, его назначении в более широком историческом и даже философском аспектах. Итоги новейших исследований публикуются как в Китае, так и в других странах. Приведенные в списке использованной литературы публикации посвящены различным аспектам изучения комплекса. Это исследования учёных разных специальностей – археологов, историков, культурологов, искусствоведов.

И по сей день археологические и исследовательские работы ведутся одновременно.Однако, точки зрения ученых, которые однобоко изучают материал в связи со специализацией каждого, часто противоречат друг другу, не давая ясной картины состояния искусства циньской эпохи.

Глава 4 Традиции и новаторство изображений воинов погребального комплекса

Во время работы, поисков материалов по истории раскопок, археологии, литературе, о способах изготовления терракотовых воинов императора Цинь Шихуана, мне не удалось найти опору для анализа скульптуры, её форм, пластики, т.е. скульптурного языка. Несмотря на большое количество публикаций, освещающих разные аспекты изучения фигур, можно утверждать, что в настоящее время нет ни одной публикации, специально посвященной анализу художественных особенностей циньских терракотовых фигур.

Окидывая взглядом многовековую историю китайской скульптуры можно говорить о преобладании реалистической тенденции. Циньские статуи – это произведения реалистического искусства, которое, развиваясь до этого на протяжении нескольких тысячелетий, поднялось в эпоху Цинь на более высокий уровень. В этих фигурах воплотилась чувственность первобытной эпохи и рационализм эпохи Цинь.

Начиная с эпохи Чжаньго китайская история вступила в эпоху войн и смут. Война способствовала слиянию народов Китая, и царство Цинь, имея в качестве основы собственную культуру, глубоко впитало передовую культуру других народов.

Поэтому реализм циньских статуй на базе, унаследованной от древней культуры, воспринял художественный стиль всех районов и национальностей, но в то же время он несет и печать своей эпохи. Синтез этих культур и стал основой для формирования народа государства Цинь.

Для изготовления огромного количества погребальных изваяний гробницы императора Цинь Шихуана, при стремлении получить наибольшее количество высокохудожественных, образных произведений скульпторы избрали, как наилучший прием, передачу всех фигур в состоянии статики, покоя. Благодаря этому собственно фигуры, т.е. торсы, тела, ноги и руки производят впечатление наивного однообразия, повтора. Наиболее многообразно и детально художники проработали головы в целом и их лица.

В целом композиция объемов головы выглядит цельной, согласованной. Одной из особенностей лиц циньских скульптур является то, что их детали – губы, глаза, нос, надбровные дуги, усы, бородки равнозначны по выразительности, привлекая этим внимание, наряду с крупными объемами, дополняя восприятие целого.

В процессе лепки головы мастер успешно решал соединение между главными частями формы и переходы отдельных объемов, например, лба и затылочной части, лба и щек, подбородка, челюстной части и шеи, шеи и затылка, связь их между собой. Благодаря этому скульптуры отражают пространственное видение их авторов. Скульпторы хорошо и верно понимали, как нужно передать, выразить соотношение форм куба и шара, полноты и ее недостатка, большей и меньшей тяжести формы по объему. Больше они использовали куб, а не шар, чтобы схематично делить и очерчивать формы. При этом общая конструкция становится полной и целостной, а искусство скульптуры получает расширенные возможности. В истории искусства уже существовали произведения, в которых объединялись величественность и тщательность. Но в этом случае крайний «размах» и наоборот, крайняя «тонкость», с трудом объединяются в нечто единое. Величественность и размах, а также сильные лирические мотивы целого, строгая точность и конкретная реалистичность составляют две очевидные сущности.

Психологический эффект величественности и размаха, присутствующий во всей обширнейшей композиции, был достигнут путем использования больших по размеру фигур, а также при помощи ненавязчивых повторений. Этот размах, в конце концов, не относится полностью к каждой фигуре в отдельности. Основной лейтмотив, который просачивается сквозь все детали комплекса фигур, выявляет строжайший реализм. Он проявляется не только в тех позициях, которые были описаны выше, но в определенной степени сказывается и в самих скульптурах.

Пытаться найти в циньских терракотовых воинах духовное своеобразие не стоит, там явно преобладает неопределенность. Но вот по форме (внешне) все очень конкретно и определенно (это касается всех скульптур).

В облике скульптур, когда их простота проявляется в какой-нибудь одной форме, чувство силы её проявляется еще сильнее. Чем больше масса, тем грубее поверхность, тем сильнее чувство монолитности. Подобная пластика сразу становится образом некой духовной силы (содержит в себе силу духа), и производит еще большее впечатление. Скульпторы часто говорят об этом, как о чувстве объемности.

Циньской скульптуре принадлежит огромная неоценимая роль. Это первое новаторское явление, которое представляет собой создание скульптур в больших масштабах. В них реализовались достижения прошлых эпох. В их облике сделала большой шаг вперед творческая практика.

С точки зрения, как изобразительности, так и выразительности, ими были достигнуты гигантские успехи. В Китае нет второй такой масштабной скульптурной композиции, представляющей древнее искусство, и естественно эти фигуры считаются единственными в своем роде. В пластике их голов была представлена квинтэссенция высочайшего мастерства. В истории мирового искусства это один из классических примеров.

«Материалом для циньских воинов была глина, основным техническим приемом – лепка, являющаяся традиционной скульптурной техникой. Для придания общего выражения использовалась штриховка. В фигурах циньских воинов была продолжена традиция оформления бронзовых предметов, существовавшая в эпохи Шан и Чжоу, когда основное внимание уделялось условности, трафаретности. Соединяя ваяние, резьбу, раскрашивание, лепку, формовку, склеивание и штриховку, передавали материальную и духовную сущности произведения. Целое старались показать обобщенным, а небольшие части – реалистичными. На больших и гладких объемах изображали изящные детали, чтобы обогатить общий вид скульптуры. Противоположные части изображали для передачи характера и мировоззрения персонажа. При работе над большими формами часто использовали способ вытачивания для выделения складок одежды, которая, как и доспехи (кроме мелких панцирных плиток и скрепляющих их заклепок), была очень массивной». [14] Благодаря этому у зрителя создается ощущение степенности и серьезности скульптуры.

Фигуры выполнены профессиональными мастерами и несомненно реалистичны. Скульпторы, принимавшие участие в этой грандиозной работе, обладали прекрасным знанием натуры, а художественный стиль фигур включал традиции более древней китайской пластики. В то же время они являются новаторскими по своему содержанию и форме. На обобщенность форм и статичность общей композиции несомненное воздействие оказал также и способ их трактовки. Имевшиеся заготовки (лекала), которые использовали помногу раз и в различных комбинациях, были основой многообразия вариантов фигур воинов. Шеренги солдат во главе с генералами, офицерами, рядовыми различных родов войск, включающих арбалетчиков, колесничих, пехотинцев, вооруженных пиками, создают впечатление мощной, дисциплинированной грозной силы и незыблемости государства, ими охраняемого. В одной группе скульптур преобладает покой и величественность. В то время как для другой части терракотовой армии можно отметить переход к более динамичной композиции, а именно: если для первой группы характерна фронтальная постановка фигур с руками, опущенными вдоль туловища, то воины второй группы изображены в характерных для них позах, поворотами голов, торса, положением рук и ног как, например, прицеливающиеся лучники. Поразительное разнообразие типов лиц, включает этнические особенности народностей объединенного государства. Специально для групп воинов каждого типа, применялась декоративная разработка деталей, таких как разнообразные прически и элементы обмундирования.

Помимо пластической обработки поверхности скульптур, они были раскрашены. Введение цвета в скульптуру придавало комплексу, в целом реалистически выполненному, большую конкретность. Красочный слой фигур в настоящее время почти не сохранился.

Наконец, детальное рассмотрение характерных черт лиц, а также их выражений привело к следующему заключению: армию императора Цинь Шихуанди составляли воины из разных районов страны. Кроме того, большинство лиц проанализированных скульптур, имеют особые выражения: решительности, готовности к борьбе, спокойствия, задумчивости, отрешенности и некоторой рассеянности взгляда. Таким образом, кажущаяся на первый взгляд единообразной армия являет многообразие человеческих типов не только благодаря специфике строения лиц, роста, телосложения, но и благодаря выражению лиц, отражающему, то или иное состояние духа.

Можно сказать, что циньские глиняные фигуры имели корни, уходящие в древность, но кроме предшественников они имели и своих продолжателей. В целом армию терракотовых фигур отличает широта размаха и величественность. Этот ансамбль превышает обычные представления и поражает рядовое восприятие произведений искусства.