Исторический путь развития кинопроката в России
Удивительно, насколько актуальными остаются строки, написанные Дзигой Вертовым много лет назад в защиту неигрового кино от законов уже тогда коммерческого советского кинопроката. Вот и сегодня «серьезные» продюсеры, прокатчики и, как ни странно, журналисты о появлении «некоммерческого», документального кино в кинопрокате вообще предпочитают не вспоминать. «У него нет своего зрителя», «оно нашло себе место на ТВ», «недостаточно зрелищно» – существует достаточно предлогов, чтобы даже не обсуждать все то, что происходит с прокатом фильмов, не вошедших в перечень «блокбастеров», широко рекламируемых и имеющих многомиллионный бюджет.
Вместе с тем, в современных условиях киноиндустрия является сферой, аккумулирующей существенные финансовые потоки. Так, мировой оборот от производства и проката фильмов в 2008 году составил 88 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 4,5%.
По оценкам экспертов, российский рынок кинопоказа является одним из самых динамично развивающихся и быстрорастущих рынков не только в Европе, но и в мире. В 2008 году кассовые сборы составили 830 млн. долл., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 46,9%.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: рынок кинопроката растет, но качественное содержание кинокартин в прокате оставляет желать лучшего. Корни данной парадоксальной ситуации заключаются в том, что кинопрокатная индустрия заинтересована в массовом, так называемом – «попкорновом» зрителе, с целью повышения окупаемости фильмов. С другой стороны, остается мало возможностей для широкого проката лент классиков, а также молодых, талантливых, перспективных, но все же мало «раскрученных» авторов.
И сегодня российский рынок кинопроката стоит перед дилеммой – осознается необходимость повышения качественного уровня картин в совокупности с окупаемостью. Данная проблема, в целом, не нова. История кинопроката в СССР, хотя и не так чутко реагировала на критерий окупаемости фильма, но проблемы качественного кино в прокате были все те же, что и сейчас.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение исторического пути кинопроката в России.
1. Развитие отечественного кинопроката в эпоху СССР
1.1 Становление советской кинопрокатной индустрии
В истории советского кинопроката 20–40-е года 20 века справедливо считаются периодом расцвета немого кино. Этот период характеризуется все убыстряющимся ростом советской кинематографии по всем ее показателям [6]. Внушительными темпами увеличивается количество киноустановок. Растут фильмофонды прокатных организаций. Расширяется производство картин. Растут и набирают силы новые творческие кадры.
Рост характеризуется не только количественными данными. Повышается качество всей работы резко поднимается идейный и эстетический уровень фильмов. Утвердившись как самостоятельное искусство, кинематограф становится полноправным участником художественной жизни страны, одним из наиболее действенных средств воспитания масс. Вслед за «Броненосцем «Потемкин» появляется ряд выдающихся, составивших эпоху в истории кино произведений; «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана», «Арсенал», «Земля», «Обломок империи».
В эти годы строятся такие гиганты промышленности и транспорта, как Днепровская гидроэлектростанция, Туркестано-Сибирская железная дорога, Магнитогорский металлургический комбинат, Московский автомобильный завод, Ростовский завод сельскохозяйственных машин и ряд других предприятий.
Создается благоприятная обстановка и для развития самого массового из искусств – кино. Если в первой половине двадцатых годов решения XII и XIII – съездов партии приводят к организационному упорядочению кинодела, укреплению его производственной базы, увеличению выпуска фильмов, то на новом этапе основное внимание партии переключается на борьбу за повышение идейного и художественного уровня киноработы. Здесь решающую роль сыграла политика партии по организации и воспитанию творческих кадров искусства.
Основные принципы этой политики были изложены в резолюции Центрального Комитета РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925 года.
Была поставлена задача быстрейшего завоевания технико-экономической независимости советской кинопромышленности. Был выдвинут вопрос о постройке фабрики пленки, об организации производства динамоприводов для кинопередвижек, школьных кинопроекторов, осветительной аппаратуры для киностудий.
Большое внимание было уделено проблеме творческих кадров.
Во второй половине двадцатых годов по инициативе ЦК партии был проведен также ряд всесоюзных и республиканских совещаний по отдельным вопросам практики киностроительства: Всероссийское совещание по сценарному делу, Всесоюзное совещание по кинофикации деревни, совещания по вопросам культурфильма и детского кино.
Все эти мероприятия определили те огромные успехи советской кинематографии, которые характерны для рассматриваемого периода. О количественной стороне этих успехов говорят следующие цифры.
Рост киносети: в 1925 году по СССР насчитывалось 3700 киноустановок. В 1930 году – 22 000. Рост за пять лет почти в шесть раз. Увеличение идет главным образом за счет клубной и деревенской сети. Особенно показателен рост последней.
В 1925 году в СССР было около 700 сельских установок. В 1930 году – около 14 000. Увеличение почти в двадцать раз. Не менее показательны цифры, характеризующее работу кинопроката [2].
Приведем к примеру, данные о фильмофонде крупнейшей прокатной организации того времени – Совкино: в 1925 году этот фонд насчитывал 2700 копий. В 1929 году – 16 000. Рост за четыре года почти в шесть раз.
Но цифровые показатели далеко не полностью отражали успехи кинофикации и проката в эти годы. Еще более важными были изменения в социальном составе киноаудитории.
Создание широкой сети клубных и деревенских установок вовлекало в кино десятки миллионов новых зрителей из рабочих и крестьян. В эти годы возникают и первые специализированные экраны.
В Москве, Ленинграде и ряде других городов Союза создаются кинотеатры культурфильма. В Москве при Музее Революции создается театр кинохроники. В Москве и Ленинграде открываются детские кинотеатры. Начинается кинофикация учебных заведений.
Если на предыдущем этапе – в 1922–1925 годах – фильмо-фонд состоит главным образом из импортных иностранных картин (еще в 1925 г. советские фильмы составляли в этом фонде немногим больше одной пятой), то уже через три года, в 1928 году, удельный вес картин отечественного производства подымается до шестидесяти семи процентов, то есть возрастает более чем в три раза [6].
Динамика роста производства фильмов в период 30–40 х гг. может быть охарактеризована следующими цифрами. Выпуск кинохроники: свыше 500 номеров в год. Выпуск культурфильмов (публицистических и научно-популярных, учебных): свыше 200 в год. Выпуск художественно-игровых картин: около 120 фильмов в год.
Для производства такого количества фильмов потребовалось значительное расширение технической базы. В эти годы не только в корне реконструируются все существующие кинофабрики, но и строится ряд новых.
В Москве воздвигается крупнейшая в Союзе и одна из крупнейших в мире фабрика художественно-игровых картин Совкино (ныне «Мосфильм»).
Полностью реконструируется ленинградская фабрика Совкино, превращающаяся в большое, прекрасно оборудованное предприятие по производству игровых картин («Ленфильм»).
Частью реконструируются, частью создаются заново кинофабрики в союзных республиках: три фабрики Всеукраинского фотокиноуправления – в Киеве, Одессе и Ялте; фабрика Госкинпром Грузии – в Тбилиси; Азгоскино– в Баку; Арменкино– в Ереване; Узбеккино– в Ташкенте; временная съемочная база Белгоскино в Ленинграде.
Возникает производство фильмов в ряде национальных республик, не успевших создать его в предыдущие годы, – в Туркмении, Таджикистане, Чувашской АССР. Организуется кинопроизводство и в некоторых краевых и областных центрах: Новосибирске (акционерное общество «Киносибирь») и Ростове-на-Дону («Кинокомсомол»).
Для обслуживания автономных республик и областей РСФСР, не имеющих собственных кинопредприятий, создается акционерное общество «Востоккино», которое помимо помощи этим республикам и областям в вопросах кинофикации и проката организует производство картин на темы из жизни восточных, поволжских и северокавказских национальностей.
В системе Красной Армии создается специальная организация – «Госвоенкино». Основная часть производства хроники и культурфильмов сосредоточивается на специальной фабрике культурфильмов Совкино– в Москве. Но помимо нее выпуском хроники и культурфильмов занимаются ленинградская фабрика Совкино, «Межрабпом-Русь», «Госвоенкино», кинофабрики союзных республик.
Быстрый рост производства фильмов стимулирует приток новых творческих сил, среди которых все большую и большую роль играет молодежь, вошедшая в искусство уже в годы революции.
Впервые начинают самостоятельную постановочную деятельность такие впоследствии видные мастера советского киноискусства – русского и других национальных республик, – как Б. Барнет, Г. и С. Васильевы, Е. Дзиган, А. Довженко, М. Донской. А. Зархи, А. Иванов, С. Долидзе, М. Калатозов, В. Корш-Саблин, Л. Луков, В. Петров, И. Пырьев, Ю. Райзман, Г. Рошаль, И. Хейфиц, Е. Червяков, М. Чиаурели, Н. Шенгелая, С. Юткевич.
В эти годы раскрываются творческие индивидуальности ряда мастеров, поставивших свои первые картины на предыдущем этане: Г. Козинцева, В. Пудовкина, А. Роома, Л. Трауберга, Ф. Эрмлера. Пробуют в эту пору работать в кино и такие выдающиеся мастера театра, как К. Марджаиов, Н. Охлопков, А. Попов.
Приток новых сил и накопление опыта старшим и средним поколениями мастеров кино благотворно сказались на идейном и художественном уровне всех видов картин. Расширяется и углубляется тематика, возникают новые жанры, выявляются все новые и новые выразительные возможности кинематографа.