Московский Государственный Текстильный Университет им. Косыгина
РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА
На тему:
"Костюм эпохи средневековья и современность"
Выполнила:
Цыганова Н.А
Группа 13в-06
Москва 2010
Содержание
1. Обоснование выбора темы
2. Костюм эпохи средневековья. Общая характеристика эпохи
3. Эстетический идеал красоты
4. Развитие конструирования и моделирования костюма
5. Декоративное решение одежды. ткани, цветовая гамма
6. Основные виды и формы одежды. Мужской костюм
6.1 Период раннего средневековья (VI - XII вв.)
6.2 Период позднего средневековья (XIII - XV вв.)
6.3 Период раннего средневековья. Женский костюм
6.4 Период позднего средневековья
7. Использование элементов средневековой одежды в наши дни
7.1 Средневековье “от кутюр”
7.2 Людмила Норсоян. Коллекция "Жанна Д'Арк"
7.3 Рыцарская коллекция Givenchy spring 2009 (Живанши коллекция весна 2009)
7.4 Оригинальность средневекового стиля в оформлении ресторана и формы персонала
7.5 Студия средневекового дизайна "Berkanar"
Приложения
Список используемой литературы
Эпохасредневековья - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха средневековья необычайно близка по духу.
Цель исследования: Целью работы является проследить влияние средневекового костюма на формообразование и декоративное оформление современного костюма.
Задачи исследования:
описание различных заимствований элементов средневековых костюмов
отображение добавления новых элементов в современную систему костюма.
выяснение, насколько широко исследуемая мною эпоха нашла свое место в современном костюме.
Объектом исследования является средневековая одежда.
Предметом исследования являются принципы эволюции костюма на примере эпохи средних веков.
Результатом исследования является определение степени использования средневековых традиций в практике моделирования современного костюма. Внедрение результатов исследования рекомендуется при создании разнообразных современных видов одежды на основе средневекового костюма, возможность заимствования традиций средневекового костюма в настоящем и будущем.
Введение
Исторический костюм дает полное представление от той или иной эпохе человечества.
В эпоху средневековья костюм состоял из драпирующихся, распашных и накладных одежд: плащи, накидки, котарди, пурпуэн, уперлянд и пр.), головные уборы и аксессуары были индивидуальными для каждого народа и периода Средних веков. Изо всех видов искусства костюм больше всего связан с архитектурой, т.к. в костюме, как и в архитектуре, присутствует своя архитектоничность построения, своя конструктивная ясность. Готическому стилю в архитектуре позднего Средневековья с его вытянутыми, летящими вверх пропорциями, ажурностью арок и башен соответствует по характеру и силуэт костюма - с удлиненными пропорциями и линиями. Таким образом, костюм сам по себе являлся носителем стиля, выражая его при помощи силуэта, цвета, фактуры и декора.
Особенно ценные источники для изучения костюма - это произведения искусства Средневековой эпохи и её стилей: фрески на стенах, живописные портреты, жанровые картины, скульптура.
Средневековье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственно, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию городов. Медленно развивающиеся земледелие и скотоводство диктуют развитие материальных и духовных потребностей общества, ограничивая их кругом замкнутых родовых интересов и грубых навыков общения.
Натуральное хозяйство подчинялось насущным нуждам, исходило из минимума, имеющегося под рукой, и из потребностей, которые этот минимум мог удовлетворить. С технической стороны область костюма была ограничена примитивностью прядения, ткачества и традициями быта. А образ жизни общества не вызывал еще потребности в совершенстве одежды, арсенал ее был весьма скуден и укладывался в четыре наименования: рубаха, штаны, плащ и покрывало. Цвет, украшения и материал характеризовали общность, группу людей, клан, род:
1) как единый хозяйственный организм, располагающий одинаковым сырьем, красителями и способом производства, и 2) как единый духовный организм, объединенный единомыслием и духовным укладом (обычаи, этика, мораль). Эти признаки, практически определившие декоративный строй одежды и украшений, впоследствии закреплялись как национальные (орнамент, вышивка, разрисовка, аппликация, цвет и т.д.).
В течение V в. по западной территории павшей Римской империи расселялись различные племена варваров - германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов. К VIII в. относится создание наиболее крупного феодального государства - королевства франков, которое достигло своего могущества в период царствования Карла Великого. В 843 г. франкская империя распалась на три больших королевства: Францию, Германию и Италию. Варварские государства, возникшие на развалинах рабовладельческой Римской империи, характеризовались новыми социально-экономическими отношениями - феодальными, христианской религией, сменившей древние языческие верования варваров, и новой европейской культурой, сформировавшейся в сфере религии.
Характер всего средневекового искусства крайне противоречив. С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма: мир полон зла и губительных соблазнов, красота его обманчива и преходяща, тело - оковы бессмертной души. Но церковные идеи не изолировали искусство от представлений и вкусов народа - средневековые художники сумели открыть в человеке огромное богатство внутренней жизни, страстность душевных порывов, красоту труда. И именно эта вторая сторона средневековой культуры подготовила ее необыкновенный взлет в эпоху Возрождения. Историю искусства средневековой Европы делят на три периода: дороманский (VI - X вв.), романский (XI - XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Первый этап - период становления феодализма, второй - его зрелости, третий - возвышения средневековых городов.
Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы общественной жизни, в эпоху средневековья появляется новый эстетический идеал человека-аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Культ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины. Однако религиозное воздействие было не единственным в формировании эстетических представлений средневековья. Не менее важными были идеалы рыцарства и идеалы народа, нашедшие отражение в таких эпических произведениях, как "Песнь о Роланде", "Песнь о Нибелунгах", в поэзии трубадуров. Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля определили мужественность его внешнего облика. Это сильный, ловкий, физически выносливый воин с подчеркнуто широкими плечами, сильными стройными ногами, волевым решительным лицом. Впервые в эстетических взглядах европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты. По описаниям поэтов XI - XII вв., у такой женщины должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику. Ее нежность, тонкость, доброта, изящество воспеваются на рыцарских турнирах, возникает культ "прекрасной дамы", оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.
Основными источниками отражения внешнего облика человека и его костюма в изобразительном искусстве являются витражи и скульптура средневековых соборов, книжная миниатюра.
Рост материальной культуры, развитие науки и техники, новые общественные потребности и эстетические идеалы в значительной степени определили развитие моделирования и конструирования одежды, которая должна была воплотить и выявить эти идеалы. Примитивный крой, появившийся в глубокой древности на Востоке, давший основные типы накладной и распашной одежды, бытовал в европейской одежде вплоть до X - XI вв. Возникшее затем различное понимание мужской и женской красоты потребовало разделения форм мужской и женской одежды. Пропорции костюма должны подчеркнуть мужественность мужчины и женственность женщины, т.е. появляется потребность в создании облегающих форм одежды. Но облегающую одежду гораздо труднее "посадить" на фигуре, чем прямую, избежать заломов и морщин на ткани, повторяющей формы тела. И закройщики (такая специальность ремесленника появляется уже к XI в.) путем практического моделирования древней накладной туники создают такие формы одежды.
К началу XII в. (романский период) в крое платья проектируют три шва - боковые и средний шов спинки. Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняют по фигуре, нижнюю часть расширяют, вшивая от линии бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии делают овальные вырезы, соединенные по краям шнуровкой. Особенно интенсивно развивается конструирование одежды в XIII-XIV вв. (эпоха готики). Это было связано с блестящим развитием архитектуры, оказавшей влияние, как на внешние формы костюма, так и на его конструктивное решение. Прежде всего, был реконструирован костюм рыцаря, который состоял из цельной металлической кольчуги. Ее монолитность и тяжеловесность ограничивали движения воина, были крайне неудобны в походе и в бою, нередко даже служили причиной болезни. Монолитную кольчугу расчленили на отдельные части - латы, соединив их шарнирами, крючками, пряжками на участках движения. Таким образом, практическим путем были найдены формы плоских деталей, соответствующих объемам отдельных частей фигуры: спинки, переда, рукавов.