Смекни!
smekni.com

Культура и коллективное бессознательное (стр. 3 из 3)

Рассмотрим связь творчества, творческого начала в человеке с бессознательным. Творческий порыв, экстаз, вдохновение — иррациональны. Это непознаваемые, нематериальные части человеческой психики — души. Творческое начало зреет в глубинах психики, выражаясь затем в творческом порыве, вдохновении, когда этот человек воплотит затем свою творческую идею в конкретном художественном образе.

При этом художественный образ несет в себе черты стиля и формы, которые присущи именно этому человеку. Творчество глубоко индивидуально, произведение же искусства всегда цельно и не распадается на элементарные составляющие именно потому, что творческая идея, замысел и его воплощение зародились в бессознательном, где нет делений и градаций.

Жизнь творческих людей обычно отличается большой эмоциональной открытостью, непосредственностью, слабой адаптированностью во внешнем мире. Часто даже детские черты присущи творческим людям (Моцарт, Пикассо...). Кроме того, творческие люди живут очень напряженной, насыщенной эмоциональной жизнью. Нередко такое напряжение настолько сильно, постоянно, что оно сжигает, испепеляет изнутри: Шопен, Моцарт, Шуберт, Лермонтов, Пушкин, Байрон, Чехов, Тулуз Лотрек, Чюрленис.Чем богаче, острее, тоньше и глубже воспринимает и чувствует человек окружающий мир, чем сильнее, ярче, разнообразнее, мощнее его эмоциональные реакции, тем тоньше эта перегородка между сознанием и бессознательным, тем чаще для этого человека бывает открыт доступ в его глубины.

Жизнь и творчество великих мастеров довольно внятно показывает, что потребность в творчестве, является доминирующей во всей их жизни. Эта потребность, исходящая из бессознательного, сильно влияет на все их человеческие качества, делает всю их жизнь подчиненной работе и творчеству, и во многих случаях в ущерб здоровью и самой жизни. Творческая одержимость, исходящая из бессознательного, направляет и сам творческий процесс, придавая произведению стиль, форму, от которых автор не может сознательно отступить. Архетипы и символы очень сильны в бессознательном творческих людей, и они способны создавать независимые комплексы в их психике, которые направляют сознание, управляют им.

К.Г. Юнг значительное место в своих исследованиях уделяет именно творческим людям и творческому процессу, убедительно доказывая, что бессознательное располагает огромным количеством способов, которыми оно воздействует на сознание и, как считает Юнг, "не только влияет на него, но и полностью им управляет". Творчество, тем более художественное, удел наиболее ярких, одаренных представителей рода человеческого.

В общем русле концепции Юнга можно предполагать, что художник, способный к интуитивному контакту с архетипической структурой мира и обладающий достаточной психической энергией, в процессе реализации художественного замысла вызывает невольное рассогласование естественного порядка вещей. Этот бессознательный магизм, прикосновение к ткани мироздания, возможно, порождает ответную реакцию, призванную устранить возникшие возмущения и их источник.

В теоретическом плане такое свидетельство подтверждает гипотезу об архетипах как общей основе художественного творчества и магии.

Искусство, в силу особой роли в нем интуиции, остро воспринимает потребность в восстановлении контакта бессознательного и обособившегося от него сознания, и в силу этого принимает на себя некоторые функции мифологии и религии. Именно в искусстве архетипические образы обретают зримый лик в качестве образов символических. Символический образ, "логотип" архетипа, нельзя придумать, изобрести. В этом смысле он - нерукотворный. Из-за огромной психической энергии, которую несет в себе архетип, непосредственное соприкосновение с ним опасно. Содержимое бессознательного, как предупреждал К.Г. Юнг, "будучи высвобожденным с помощью активного воображения ... может подавить осознающий разум и овладеть личностью".

Юнг предупреждает также об опасности упрощенной интерпретации подлинного содержимого бессознательного, когда сознание может "проявить к нему исключительно эстетический интерес и, в результате, остаться во всепоглощающей фантасмагории". Работы сюрреалистов могут иллюстрировать такую опасность.

В таких случаях творчество не дает ориентиров для поиска равновесия духа. Оно лишь будоражит воображение, оставаясь свидетельством кризиса, и редко - ранним предвестником гармонии.

Поистине, художнику нужно пройти по лезвию бритвы, чтобы, напрямую обратившись к глубинным источникам творческой энергии - архетипам, не подчиниться их мощи, не сойти с ума и не соблазниться внешне эффектным, но пустым нагромождением фантастических образов.

Между тем, по Юнгу, смысл и значение фантазий, связанных с архетипами, "проявляются только в ходе их интеграции в личность как целое". То есть, архетипическая фантазия, чтобы стать эстетически выразительным и глубоким символическим образом, должна быть "укрощена" духом художника, сплавлена в единое целое с его интуицией, чувством, мыслью, жизненным опытом, художественным мастерством. Только тогда изобразительное воплощение символического образа сможет быть убедительным на всех уровнях восприятия - сознательном, эмоциональном, интуитивном.


Заключение

Юнговские понятия «коллективного бессознательного» и «архетипов», представляются исключительно важными для понимания своеобразия и исторических судеб отдельных народов. Только ими можно объяснить, например, такой феномен, как «врожденная» религиозность русского народа, прошедшего через навязанное ему испытание длительным насильственным безбожием, однако в целом сохранившего архетип своих глубоко религиозных предков.

«Как у отдельных индивидов, у народов и эпох есть свойственная им направленность духа или жизненная установка, — писал Юнг. — Само слово «установка» уже выдает неизбежную односторонность, связанную с определенной направленностью. А где есть направленность, там есть и устранение отвергаемого. А устранение означает, что такие-то и такие-то области психики, которые могли бы жить жизнью сознания, не могут жить ею, поскольку это не отвечает глобальной установке».

Для теории культуры большое значение имели и другие новаторские идеи Юнга, например, предложенная им типология характеров, разделяющая людей на экстравертов (т.е. обращенных вовне) и интровертов (т.е. обращенных к своему внутреннему миру). Эта теория позволила Юнгу создать ряд работ, посвященных основному различию между цивилизациями Запада и Востока, их религиями, философскими системами и мироощущениями. При анализе художественных произведений, особенно в литературе и изобразительном искусстве, нашли применение и развитые Юнгом понятия «комплекс» и «закомплексованность», отражающие особую направленность художника и его творений. И, наконец, нельзя не признать принципиального значения критики Юнгом знаменитой фрейдовской категории «либидо» как единственной силы, якобы движущей человеческую культуру.

Имeннo eмy пpинaдлeжит зacлyгa ввeдeния в нayчный oбopoт тaкиx oбъeктoв иccлeдoвaния, кoтopыe пpeждe cчитaлиcь нeдocтyпными для paциoнaльнoгo aнaлизa, — cимвoлики миcтичecкиx вocтoчныx yчeний, aлxимичecкиx тeкcтoв, yчeний o пepeceлeнии дyш, o пepeдaчe мыcлeй нa paccтoяниe. В чacтнocти, Юнr нaпиcaл кoммeнтapий к знaмeнитoй тибeтcкoй "Kниre мepтвыx", ocoбo пoдчepкнyв paзличия в пoнимaнии пcиxичecкиx пpoцeccoв в вocтoчнoй и зaпaднoй кyльтypax.


Литература

1. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998.

2. Пигалев А.И. Культурология — Волгоград: Либрис, 1999.

3. Радугин А.А Философия — 2-ое изд.,перераб. и доп. — М.: Центр, 2001.

4. Розин В.М. Культурология — М.: Инфра-М Форум, 2001.

5. Философия / под ред. проф. Кохановского В.П. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Ростов- на-Дону: Феникс, 2001.

6. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991

Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991


[1]Карл - Густав Юнг «Об архетипах коллективного бессознательного»

[2] К. Юнг (Caмocoзнaниe eвpoпeйcкoй кyльтypы XXвeкa, 1991, c. 123).