Смекни!
smekni.com

Культура и общество (стр. 3 из 6)

Собор Дома Инвалидов в Париже, замечательный памятник французского барокко, — тоже творение великого Ардуэна-Мансара.

В XVIII в. искусство барокко, достигнув апогея, сменяется стилем рококо (от франц. госаШе — декоративный мотив в виде раковины). Этот стиль возник во Франции в период кризиса абсолютизма. Для рококо характерен уход от жизни в мирфантазии, виллюзорный и идиллический мир театральной игры, мифологических и пасторальных сюжетов. В искусстве рококо господствует грандиозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, для них характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические сюжеты. Декоративное искусство характеризуется асимметрическими композициями, духом интимности и комфорта.

Большую роль в архитектуре барокко и рококо играет прием зрительного обмана, иллюзии. Росписи на потолке сделаны таким образом, что наблюдатель, переводя взгляд со строительной конструкции на живописное изображение, а затем на открытое небо, как бы принимает участие в собрании святых (церковь в монастыре Цвифальтен). Алтарь нередко устроен таким образом, что присутствующий ощущает свое непосредственное участие в происходящем (алтарь церкви монастыря Рор).

В Италии преодоление маньеризма связано прежде всего с такими именами, как братья Карраччи — Лодовико (1555—1619), Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) — и Микеланджело да Караваджо (1573—1610). Шедевры Караваджо — большие алтарные росписи «Положение во гроб», «Успение Марии» — отличают лаконизм и простота композиции, возвышенность образов, эмоциональная напряженность, чистый и звонкий колорит.

Свойственные искусству барокко приподнятость, патетика, бурное движение, полнокровность и жизнерадостное и> празднуют свой подлинный триумф в творчестве великого фламандского живописца Питера Пауэла Рубенса (1577—1640). В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи») художник сочетал мифологические сюжеты и иносказания с реалистическими элементами, что было новым словом в развитии исторической живописи. Полны живого обаяния портреты кисти этого мастера («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»). Красочная жизнеутверждающая живопись Рубенса — это своеобразный синтез искусства севера и юга, национальный вариант итальянского барокко.

Золотой век испанской живописи. Период барокко был «золотым веком» испанской живописи. В течение многих столетий Испания служила для христианской Европы пограничным бастионом, ограждающим ее от ислама. Испанское искусство конца XVI — начала XVII вв. несет печать мрачного величия и трагизма — достаточно вспомнить работы великого Эль Греко (1541—1614) — «Погребение графа Оргаса», «Апостолы Петр и Павел» и др. Позже в драматическом и торжественном ключе религиозные сюжеты разрабатывали Хусепе Рибера (1591—1652) и Франсиско Сурбаран (1598— 1664). Строгость и простота характерны для полотен Бартоломе Эстебана Мурильо (1618—1682), изображавшего сцены из народной жизни или религиозные сюжеты. Его произведения проникнуты мягким лиризмом («Отдых на пути в Египет»), в них тонко воспроизведены эффекты света, воздушность среды.

Однако своей славой «золотой век» испанского искусства обязан прежде всего Диего Веласкесу (1599—1660), любимцу короля Филиппа IV, непревзойденному мастеру портрета.

Живопись Нидерландов. Политический и экономический расцвет Нидерландов в XVII в. повлек за собой взлет в развитии живописи. Большинство живописцев изображали окружающую их повседневную жизнь. Лишь отчасти затронутая влияниями барокко и классицизма, нидерландская живопись выработала на основе глубокого национального чувства свой собственный стиль.

Великолепный портретист Франс Хале (между 1581 и 1585— 1666) с неподражаемой легкостью передает в групповых портретах яркость характеров, индивидуальность каждого персонажа и единство всей группы. Художник стремится запечатлеть человека в миг оживления и радости («Цыганка», «Мулат»), мастерски передавая оттенки смеха. -

Творчество голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) — вершина европейской живописи XVII в. «Когда стоишь перед полотнами Франса Халса, — сказал один из современных немецких художников, — то появляется желание рисовать; когда же видишь картины Рембрандта, то это желание сразу же пропадает». Рембрандт стремится к неизмеримо большему, нежели просто живописное постижение материального мира. В его полотнах глубина психологических характеристик (Рембрандта часто называют «живописцем человеческой души») сочетается с исключительным мастерством живописи, основанном на эффектах светотени («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).

Крупнейший французский художник XVII в., представитель классицизма Никола Пуссен (1594—1665) видел воплощение своих эстетических идеалов в античном наследии. Пуссен прославляет высокие моральные человеческие качества, благородство разума, берущего верх над чувствами. Мировоззрение Пуссена проявляется во всем образном строе его произведений: в сдержанных движениях и жестах героев, в благородной ясности их чувств, в отсутствии резких порывов страстей, в четком делении композиции на отдельные группы, в спокойном ритме и скульптурной статичности фигур («Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи» и др.).

Камерная, нарядная, изысканная живопись Антуана Ватто, Франсуа Буше и Оноре Фрагонара великолепно соответствовала утонченному, легкому и динамичному стилю интерьеров рококо XVIII в. Большинство их полотен посвящено изображению придворного аристократического общества, галантных и бытовых сцен.

XVIII в. завершился подготовкой и победой буржуазных революций в Англии, Америке и во Франции. Английская революция 1688 г., посадившая на трон Вильгельма Оранского, открыла путь для свободного развития капитализма в Англии. Это было время торжества протестантизма, утверждения англиканской церкви, отошедшей от Ватикана. Монарх покровительствовал ученым и художникам, поощрял создание академии и ученых обществ. Герцог Мальборо одержал победу над войском Людовика XIV и открыл Англии путь, сделавший ее владычицей морей. Началась эра британского колониального владычества. Англичане заложили основы буржуазного общества, истинная история которого начинается с Великой французской революции.

Основу буржуазного правосознания и принципов государственного права заложил в XVIII в. французский просветитель, философ Шарль Луи Монтескье (1689—1755). Его главный труд «О духе законов» не устарел до сих пор. Учение о разделении властей в государстве было разработано Монтескье именно в этом сочинении, которое принято считать теоретическим обоснованием правового государства. Впервые учение Локка и Монтескье о разделении властей было реализовано на практике американской революцией, приведшей к самостоятельности США.

Идеи американской революции. В период Войны за независимость в Северной Америке (1775—1783) был выдвинут ряд принципиально новых идей, особенно в области политики и права. Проблема прав человека выдвигалась и прежде, например, деятелями французского просвещения. Однако лидеры американской революции — Джордж Вашингтон (1732—1799), избранный первым президентом США, философ Томас Пейн (1737—1809), выступивший в 1776 г. с памфлетом «Здравый смысл», и Томас Джефферсон (1743—1826), третий президент США, автор «Декларации независимости США», — придали проблеме прав человека фундаментальное значение. Они указали на решающее значение этих прав при создании правового государства и истолковали их как политическую, моральную и правовую основу всех остальных прав и свобод в гражданском обществе. Было показано, что без обеспечения прав человека невозможно становление правового государства. Лидеры американской революции обосновали бесспорное юридическое первенство прав человека над правами социальными, экономическими и культурными.

Великая французская революция. Мощный подъем в развитии политической культуры и правовой мысли связан с Великой французской революцией 1789 г. В отличие от американской революции, которая не уничтожила рабство в стране, французская революция радикально обновила общество, уничтожила феодальную социальную систему, приняла Декларацию прав человека и гражданина, провозгласила лозунги свободы, равенства и братства. Американская революция таких лозунгов не выдвигала, но принципы свободы и самостоятельности индивида утверждала более широко и основательно. Французский гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона), который был продуктом революции, утвердил в Западной Европе нормы буржуазного правопорядка. С этого кодекса начинается история буржуазного социально-экономического и государственного права в Европе.

Драматические события Великой французской революции стали символом насильственного государственного переворота. Многие свободомыслящие европейцы с воодушевлением приветствовали ее начало. «Это величайшее событие, которое когда-либо происходило в мире, и к тому же самое лучшее!» — воскликнул английский политик Ч. Дж. Фоке, узнав о падении Бастилии. Однако надежды многих сторонников революции быстро рухнули. Она оказалась не только жестокой и кровавой, но и вызвала войны в Европе. До основания разрушив старый порядок, она привела к появлению на политической арене таких непредвиденных факторов, как психологическое запугивание, а также идеологическую борьбу, выходящую за национальные границы.