Русское Просвещение. Для России XVIII век был веком российского Просвещения. В этом отношении Россия уже не отставала от Запада: ведь и там Просвещение принесло плоды лишь в XVIII в. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижений народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры.
Петр /в годы своего правления (1689—1725) провел реформы, направленные на ускоренное промышленно-техническое, экономическое, военное и культурное развитие страны. В России стали открываться школы — навигацкие, медицинские, инженерные, землеустроительные; преподавать в них приглашали специалистов из других стран, главным образом из Германии. За границу на учебу посылали сотни дворянских юношей для усвоения наук, техники, строительного и корабельного дела, искусства торговли.
По инициативе Петра с 1703 г. в Петербурге стали выходить «Ведомости» — первая русская газета (размером с почтовую открытку). В Москве открылся первый публичный театр. Петр по ставил перед ним задачу воспитания гражданина, главной чертой которого должно быть осознание долга перед родиной.
Петр I лишил церковь самостоятельности, подчинив ее государству и уничтожив институт патриархии, ограничил вмешательство духовенства в культурную жизнь страны. Можно сказать, что именно Петр начал секуляризацию культуры в Русском государстве. Он хотел придать культуре светский характер и во многом преуспел в этом.
Частная жизнь дворянства, по мысли Петра, не должна была регламентироваться ни старорежимным порядком, ни церковными установлениями и Домостроем, а ориентироваться на западные образцы. По указанию царя были подготовлены и изданы многочисленные руководства, например, переведенные с немецкого «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708), учебник хорошего тона «Юности честное зерцало» (1719). Литературные произведения петровского времени носили обычно назидательный характер. Таковы, например, «История о российском матросе Василии Кариотском и прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «История об Александре российском дворянине».
Одним из самых последовательных продолжателей петровских реформ был Феофан Прокопович (1681—1736), церковный и государственный деятель, близкий сподвижник царя, глава и душа просветительского кружка «Ученая дружина». Он был автором трагикомедии «Владимир», многих произведений ораторской прозы, писал также лирические и шутливые стихи. В своих произведениях Прокопович впервые создал литературный образ Петра Великого как просвещенного государя, преобразователя России. Феофан оказал заметное влияние на формирование политических и эстетических взглядов молодого А.Д. Кантемира (1708—1744), на просветительскую деятельность и творчество В. К: Тредиаковского (1703—1768). Кантемир и Тредиаковский европеизировали русскую литературу. Первый ввел в нее жанр сатиры, второй начал реформу русского стихосложения. Оба они известны переводами классической и современной им литературы. Кантемир развил тезис Петра I о необходимости подтверждения благородства по происхождению благородством поведения и личными заслугами перед государством. Реформа русского стихосложения, начатая Тредиаковским, получила продолжение и завершение в реформах стиха Ломоносова. Именно благодаря Тредиаковскому в русскую поэзию вошел ямб.
Ведущая роль в развитии русской культуры XVIII в. принадлежит великому русскому энциклопедисту М.В. Ломоносову (1711—1765). Ученый-естествоиспытатель мирового значения, он сделал крупнейшие открытия во многих областях знаний. Идеи Ломоносова далеко опередили науку его времени. По определению В.Г. Белинского, Михаил Ломоносов был «Петром Великим русской литературы». Наследие Ломоносова в области языка, теоретической грамматики, стихосложения, в русской словесности XVIII в. в целом огромно и бесценно.
Ломоносов основал первый русский университет в Москве в 1755 г. и реформировал Российскую академию наук, он служил российскому обществу и государству своими широчайшими научными познаниями и кипучей деятельностью на ниве науки и культуры, организуя художественные ремесла, воспитывая первое поколение русских ученых, исследователей, организаторов производства, пропагандируя знания в различных областях и культуру в самом широком ее понимании.
Литература. Господствующим направлением в художественной культуре XVIII в. был классицизм. Важную роль в основании и утверждении классицизма в России сыграл поэт и драматург А. П. Сумароков (1717—1777) — создатель русской национальной трагедии. Основной идеей его трагедий («Хорев», «Синав и Трувор») была мысль о гражданском долге. Сумароков призывал всех, включая и самого царя, обуздывать личные страсти в интересах общества. В трагедии «Димитрий Самозванец» он провозгласил право народа восстать против тирана. Ученики Сумарокова, жившие позже, в обстановке реакции, наступившей после Крестьянской войны (1773—1775), отказывались от его идей. Даже лучшие из трагедий послесумароковского времени — трагедии Я.Б. Княжнина (17427—1791) — превратились в патетическую декларацию против деспотизма, хотя при этом о деспотии ничего не говорилось. Сумароков положил также начало жанру комедии в русской литературе. В его комедиях весьма заметна связь с народным театром Петрушки. Продолжателем Сумарокова стал создатель первой национальной русской комедии — «Бригадир» — Д.И. Фонвизин (1744 или 1745 — 1792). Вслед за Сумароковым в комедии «Чудаки» Княжнин декларировал равенство людей независимо от их происхождения. Завершил развитие русской комедии XVIII в. В.В. Капнист (1758—1823), который преобразовал комедию в социальную сатиру («Ябеда»). Комедии Княжнина и Капниста в XVIII в. подготовили появление комедий Грибоедова и Гоголя в XIX в.
Русская басня как жанр литературы также была разработана Сумароковым. Сатирический дух басен Сумарокова усвоил и продолжил Фонвизин.
В 1779 г. в русской литературе появилось новое имя — Г.Р.Державин (1743—1816). Это был автор торжественных од, проникнутых идеей сильной государственности. Своим творчеством он разрушал каноны классицизма. Началось становление нового стиля в русской литературе — сентиментализма. Вступившая на трон Екатерина II сделала французское просветительство официальной модой в России и, взяв его под свое покровительство, пыталась нейтрализовать заложенные в нем демократические тенденции и свободолюбивые устремления.
Уже в 60-е гг. XVIII в. в России входят в моду идеи Жан-Жака Руссо о равенстве людей. Русскому обществу становятся известны труды французских энциклопедистов. Первыми русскими просветителями были публицисты Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, С.Г. Зыбелин.
Публицист, писатель и философ Я.П. Козельский (ок. 1728 — ок. 1794), выступая пропагандистом идей Руссо, ставил вопрос об отмене крепостного права, высказывал уравнительные идеи о владении собственностью. Стремясь «размельчить» политику, заменить ее обсуждением бытовых тем, Екатерина II в 1768 г. разрешила издание сатирических журналов и, подавая пример, сама начала издавать журнал «Всякая всячина» (официальным его издателем считался Г.В. Козицкий.). В пятилетие с 1769 по 1774 г. выходило более пятнадцати сатирических журналов. Самыми известными были «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» Н.И. Новикова. Издателям было предписано не касаться политики; по требованию императрицы из сатирических журналов исключалось все, что было не в «улыбательском духе». В такой обстановке в России зарождалась русская освободительная мысль: издатели воевали со «Всякой всячиной» за право на свободомыслие. «Живописец» Новикова был закрыт в связи с восстанием Емельяна Пугачева. Фаворит Екатерины II Григорий Потёмкин в 1774 г. расправился с остальными журналами.
В 1783 г. с разрешения царицы начал выходить журнал «Собеседник любителей русской словесности», издаваемый Академией наук. Его фактическим редактором была княгиня Е.Р. Дашкова, директор Академии. Журнал опубликовал оду Державина «К Фе-лице». Державин разрушил эстетику классицизма, выдвинув новый для русской литературы принцип — творческая личность автора есть основа поэзии. Державин подчеркивал определяющее значение личностного отношения автора к изображаемой действительности. Схемы классицизма с их условностью были разрушены.
Следующий шаг в развитии русской литературы сделал Фонвизин. Его комедия «Недоросль» стала сатирическим портретом дворянского и купеческого общества России его времени, шагом русской литературы на пути к реализму XIX в. В 1783 г. появляются тираноборческие трагедии Я.Б. Княжнина и Н.П. Николаева, и в том же году А.И. Радищев (1749—1802) пишет сразу ставшую знаменитой оду «Вольность». В 1790 г. появилось его «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой резко обличалось самодержавие и крепостничесво. В 1786 г. Иван Андреевич Крылов (1769—1844) выступил с тираноборческими идеями в трагедии «Фи-ломена», но широкую известность в России принесли ему басни, проникнутые демократическим духом и отличающиеся сатирической остротой. Крылов развил искусство политического памфлета, нашедшее свое зрелое выражение в издаваемом им сатирическом журнале «Почта духов», где присутствовала и сокрушительная ирония, и ядовитый смех, и сарказм, и острая шутка.
Сентиментализм в русской литературе конца XVIII в. был представлен двумя основными течениями: А.И. Радищев и И.А. Крылов были выразителями линии гражданственности и демократизма, а Н.М. Карамзин развивал русский сентиментализм в русле творческого метода Л. Стерна. В нашей литературоведческой литературе было принято, учитывая революционно-демократическую направленность творчества Радищева и принимая во вниманиелиберальные, а впоследствии и консервативные социальные воззрения Карамзина, отдавать предпочтение первой линии и недооценивать развитие сентиментализма в литературе XVIII в. Нельзя не отметить того важного обстоятельства, что обе ветви сентиментализма в русской литературе XVIII в. были событиями одинаковой важности в истории русской культуры, и мы вправе гордиться не только демократическим пафосом «Путешествия» Радищева, но и всем творчеством Карамзина, ставшим классическим выражением достижений русской культуры XVIIIв.