Смекни!
smekni.com

Культура и ответственность человека в хозяйственной деятельности (стр. 1 из 2)

Содержание

Задание № 1. Культура и природа

Задание № 2. Художественная культура. Анализ произведения

Задание № 3. Культура и религия

Задание № 4. Организационная культура и личная ответственность человека в хозяйственной деятельности. (Эссе)

Список литературы

Задание № 1. Культура и природа

"Хозяйственно-культурный тип" — комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у различных народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных естественно-географических условиях. Чем дальше в глубь веков проникает исследователь, тем более очевидной становится зависимость хозяйственной деятельности людей от физико-географических условий среды их обитания. Сходные условия обусловливают появление у различных этносов однотипных видов занятий, приемов и орудий труда, объектов материальной культуры. Выделяется три последовательно сменяющихся культурно-хозяйственных типа докапиталистической эпохи. [3]

Первый тип включает в себя такие виды деятельности как охота, собирательство и рыболовство, характерные для культуры первобытного человека. Этот тип базируется на таких первоначальных видах хозяйственной деятельности, которые предполагают присвоение готового природного продукта. Чтобы добыть природный продукт, люди занимались изготовлением орудий труда, специальных приспособлений, создавали специфические организационные формы для ведения охоты и рыбной ловли. Ведущей характеристикой первого хозяйственно-культурного типа выступает его низкая продуктивность, практически целиком зависящая от случайных факторов. На основе этих первых видов деятельности впоследствии происходят два великих открытия в истории человечества, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие культуры и цивилизации: люди научились одомашнивать скот и выращивать съедобные растения и плоды.

Возник второй хозяйственно-культурный исторический тип — ручное земледелие и скотоводство. В него входят занятия, связанные с обработкой земли при помощи еще примитивных ручных орудий, и скотоводство как относительно самостоятельная отрасль, дающая стабильный прибавочный продукт. Для него также характерны оседлые группы охотников и рыболовов. На этой ступени проявляется имущественное неравенство, ведущее к социальному расслоению и созданию государства. Третий исторический хозяйственно-культурный тип — пашенное земледелие.

Все три хозяйственно-культурных типа существуют и в современной социокультурной действительности: первый хозяйственно-культурный тип распространен в долине реки Конго, Амазонки, на юге Индии, Шри Ланке, Индонезии, Филиппинах; второй — в Южной и Юго-Восточной Азии, на островах Океании, в Южной Америке, Африке; третий —в Европе, Северной Америке, в ряде стран Азии. Однако даже у народов, которые относятся к одному и тому же хозяйственно-культурному типу, проявляются черты не только сходства, но и различия, которые с течением времени и по мере усиления независимости людей от природы становятся все более явственными и проявляются не только в материальной, но и духовной культуре. Практически в одно и то же историческое время народы, принадлежащие к одному хозяйственному типу (например, земледельческие народы), создают свои уникальные и своеобразные культуры.

Неоспоримо утверждение, что с самого начала выделения человека из животного мира он развивался в соотнесении с географической средой. Взаимодействие человека с природой носит обоюдонаправленный характер, т.е. среда обитания оказывает влияние на характер, мировосприятие, хозяйственную культуру людей, на основе чего они, в свою очередь, живут в мире природы, воспринимают ее и воздействуют на нее. Природно-климатический фактор «несет в себе» несколько аспектов: влияние географических условий на человека; результат этого влияния, выражающийся в мироощущении индивидов, их хозяйственной жизни, характере и т. д.; сам человек как часть природы.[6]

Приведём пример. В работе П.Ю. Шмидта «Природа Японии» отмечается: Чистоплотность японцев – следствие климата и необходимая потребность (Здесь, находятся истоки синтоистких обрядов очищения.); отсутствие зимы и скота развили трудолюбие; тот факт, что японец не имел дела с домашними животными повлиял на развитие мягкости, деликатности японского крестьянина; борьба с морем (рыболовство; отвоевание территорий у моря) сделали японцев ловкими, энергичными и предприимчивыми. Результат островного положения Японии: формирование в высокой степени гомогенной нации и гомогенной культуры; редкость контактов японцев с иностранцами и большое влияние этих контактов на культуру Японии; японцам в своей массе приходилось полагаться только на собственные силы. [4]

Задание № 2. Художественная культура. Анализ произведения

Художественный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил...» (1829г.). [5]

Это поэтическое произведение является признанным шедевром русской литературы, его относят к произведениям любовной лирики.

Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным. Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания переданы с гениальной простотой и глубиной.

Чувство, лежащее в основе стихотворения Пушкина, так тихо и кротко, так человечно. Его форма спокойна и грациозна. Слов немного, но они так точны. Поэт ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением. Даже грусть его необыкновенно светла и прозрачна. Герой лирики Пушкина прекрасен во всем, ибо честен и требователен к себе.

Это стихотворение написано столь просто, что кажется, так может написать каждый. И в то же время это образец поэтического совершенства. Стихотворение построено на простом и вечно новом признании: «Я вас любил». Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины. Загадочность этих стихов — в их полной безыскусности, обнаженной простоте и в той же время невероятной емкости и глубине эмоционального содержания. Поражает бескорыстие любовного чувства, искреннее желание не просто счастья не любящей автора женщине, но новой, счастливой любви для нее.

Практически все слова употреблены поэтом в своем прямом значении, единственное исключение - глагол «угасла» по отношению к любви, и то эта метафоричность выглядит каким-то выразительным приёмом.

Огромную роль играет трехкратное повторение словосочетания «я вас любил», а также параллели и повторы однократных конструкций:

безмолвнобезнадёжно,

то робостьюто ревностью,

так искреннотак нежно.

Эти повторы создают энергию и одновременно элегическую наполненность поэтического монолога, который заканчивается гениальной пушкинской находкой -исповедь сменяется страстным и прощальным пожеланием:

…Как дай вам Бог любимой быть другим.

Словосочетание «дай вам Бог» часто используется в контексте прощения.

Гармоничной и музыкальной делает эту элегию и пятистопный ямб, и точные, простые рифмы, и отсутствие переносов, совпадение синтаксической структуры словосочетаний и предложений со стихотворной строкой. И, конечно, совершенно чарующе обыгран любящий и любящий и печальный звук «л» в последнем четверостишии (и другие сонорные — «р» и «н»).

В поэзии А.С. Пушкина проявлялись лучшие черты его личности. Его лирический герой – личность, наделённая лучшими человеческими чертами. Его чувство любви к женщине возвышенно, благородно и человечно, лишено эгоизма.

Любовь мужчины к женщине воспевалась во все времена, во все исторические эпохи, автор делает это по-своему; в основе его лирики лежит глубоко личное чувство, которое не имеет отношения к определённому временному отрезку.

Искусство – один из самых ярких феноменов человеческой деятельности. Поэзия Пушкина на первый взгляд проста и безыскусственна, но покоряет своей музыкальностью, гармонией и красотой. Ярко выраженный уникальный художественный талант, эстетическое и чувственное восприятие действительности, наконец, мировое признание гения Пушкина, не оставляют тени сомнений в художественной ценности данного произведения искусства.

Задание № 3. Культура и религия

Религия является продуктом духовной деятельности человека, частью культурного потенциала каждого народа. В настоящее время насчитывается более 250 толкований понятия «религия». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М., 2001) приводится следующее определение: «Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения». Известный русский религиозный мыслитель И.А. Ильин в книге «Аксиомы религиозного опыта» (Париж, 1953) обосновывает идею о том, что «религия есть всежизненная (в смысле сферы охвата) и живая (по характеру действия) связь человека с Богом; или иначе: человеческого субъекта с божественным Предметом... Религия как человеческое состояние есть прежде всего религиозный опыт». [7]

Возникновение религиозных представлений человека в эпоху первобытности могло быть обусловлено разными причинами, среди которых следует выделить: страх перед стихийными силами природы; страх перед общественными явлениями, губительно действующими на человека; обман сильных людей, стремящихся манипулировать сознанием слабых, менее осведомленных и образованных.

Первые комплексные исследования, ставившие целью изучить причины происхождения религии, появились на рубеже ХУ111-Х1Х веков. Представители мифологической школы (нач. Х1Х в.) искали истоки религии в мифологии различных народов, полагая, что религиозные верования - это отголоски древнего астрально-мифологического культа. Последователи антропологической школы (Э. Тэйлор) исходили из того, что религия является продуктом деятельности, сознания, воображения и эмоций людей.