Смекни!
smekni.com

Культура и традиции Болгарии (стр. 2 из 3)

Болгары, в основном, едят мясо, картошку, бобы и салаты, а запивают крепким спиртным: будьте осторожны со стаканами, наполненными "rakia" или "mastika". Завтрак представляет собой бутерброды. Обед - основное время приема пищи у болгар. Наиболее популярны такие блюда, как "кебаб" (мясо на вертеле), "кебабче" (жареные мясные колбаски), "сарми" (фаршированные виноградные листья), "топчети супа" (суп-пюре с фрикадельками), "плакия" (рыба или мясо тушеное с овощами), "сирен по шопски" (блюдо из яиц, сыра, помидор, запеченое в горшочке). Ужинают болгары поздним вечером, обычно в качестве сигнала перехода приема аперитивов на более серьезный вид спиртных напитков. Можно по достоинству оценить болгарскую кухню. Блюда действительно вкусные - острые приправы, обилие овощей, пикантный вкус. Одна из основных ее особенностей - одновременная тепловая обработка продуктов на слабом огне. Это позволяет сохранить питательные свойства, добиться приятного аромата блюд, оригинальных вкусовых сочетаний. Этому способствует также использование разнообразных продуктов, приправ, растительных и животных жиров. Приправ обычно добавляются в умеренных количествах, их назначение - оттенить основные вкусовые качества блюда. По традиции болгары приготовляют пищу на открытых очагах типа мангала (их общее название в Болгарии - скара), а также на плитах или в духовых шкафах (духовках). Продукты закладываются, как правило, в глиняную посуду.

Виноделие одно из самых древних ремесел болгарского народа. Первые виноградари и виноделы появились на болгарских землях тысячелетия назад, и с тех пор цивилизации унаследовали это мастерство.

Каждый год в разных городах проходят фестивали, народные и театральные. Среди них самые крупные фольклорные праздники в Копривщице, Широкой Луке, Рожене, Бургасе и Варне; музыкальные фестивали в Софии, Варне и Солнечном Берегу; театральные фестивали: «Театр в чемодане», «Апполония» «Любовь Зла» и «Золотая роза».

Болгарские праздники и обычаи водят свое начало с древних времен, когда люди пытались укротить стихию и преклонялись перед ее могуществом. Полный красоты, веселья, мистических голосов, огненных танцев и пестрых национальных костюмов – болгарский фольклор древен, чувствен и жизнен!

Нестинарство это самый древний мистический ритуал – босые танцоры танцуют по горящим уголькам. Этот религиозный и мистический обычай исполняется для здоровья и плодородия, гонения болезней, и есть именно то, что нужно обязательно увидеть, чтобы в него поверить.

Фестиваль роз красивое событие, празднующееся ежегодно в Долине Роз в близости до города Казанлык (в подножье Старой планины) в первую субботу и воскресенье июня. Фестиваль представляет грандиозное шествие красоты в уникальной Розовой долине. Подготовка к событию включает в себя и несколько отборочных кругов конкурса «Царица роз». Артисты, художники, цирковые исполнители, писатели и певцы собираются в Казанлыке в начале июня. Болгарская маслосодержащая роза дает 70% всего мирового производства розового масла, использующегося каждой парфюмерной компанией в качестве основного компонента ее продуктов.

Карнавал кукеров (ряженых), проводится в районе городов Дупница и Перник и представляет внушительное шествие с великолепными масками и костюмами, и отмечает начало весны. Каждый участник собственноручно изготовляет колоритную маску, украшенную бусами, бантами и шерстяными помпонами. Тяжелый раскачивающийся шаг ведущих шествие кукеров, символизирует прогнувшуюся под тяжестью зерен пшеницу, а звон закрепленных около пояса колокольчиков «гонит» злых духов и болезни.

24 декабря отмечаются Святки. Ряженые певцы ходят по домам и поют колядки, в руках у одного из участников шествия бывает «коледарка» - разукрашенный дубовый жезл. Хозяева домов, куда приходят ряженые, угощают их хлебом, сыром и вином. Среди ряженых бывает пара молодых людей в свадебных нарядах и пожилой человек, который танцует танец «рушеница».

На Новый год совершается обряд «сувакари». Танцоры одевают козлиные шкуры и высокие шляпы, вокруг пояса вешают колокольчики, в руках держат деревянный меч, называемый «сурвачка». Когда одна группа празднующих встречается с другой, они устраивают импровизированную драку с использованием «сурвачек».

Народные и художественные промыслы развивались во времени и в начале удовлетворяли ежедневные бытовые нужды. Позже они превратились в широкую гамму искусств: болгарская вышивка с ее сложными геометрическими фигурами, болгарские одеяла и ковры с их полными жизни цветами и баграми, красиво декорированная болгарская керамика, роскошные орнаменты болгарской резьбы по дереву и изящные произведения болгарской бижутерии.

Самоводский чаршия-базар /покрытый базар с множеством лавок предлагающих товары народных промыслов/ в Велико Тырново, постоянная Национальная выставка народных искусств в Орешаке, в близости до г.Троян, и «Етыр» – архитектурный и этнографический комплекс в близости до Габрово являются местами, где сохраняется живая традиция и красота болгарских народных промыслов. Там вы можете купить себе что-то на память о Болгарии – деревянный графин для вина с резьбой, керамический сервиз с троянскими мотивами, пушистое родопское одеяло, оригинальное серебряное украшение, искусно вышитую шелковую блузку или пестрый ковер.

Болгарская национальная традиционная одежда, очень красочная и разнообразная, в целом вышла из повседневного употребления. Но она служит для случаев, когда требуется подчеркнуть национальный характер торжества или события или же национальный состав участников какого-то мероприятия. Народные праздники и гуляния обязательно включают в себя народные танцы в национальных костюмах. Национальный женский костюм (например, в Казанлыкской котловине) - темный шерстяной сарафан (сукман), с глубоким вырезом, белая туникообразная рубаха, скромно орнаментированный, цветной пояс, скрепленный тяжелой серебряной пряжкой, яркий фартук. Национальная болгарская обувью сделана из сыромятной кожи с узорными шерстяными чулками. Головной убор - одноцветный шелковый платк, завязанный на темени, под который с левой стороны заткнут живой цветок. Популярен также костюм женщин Кюстендилской котловины, где вместо сукмана — распашная одежда с короткими рукавами, украшенная золотым шитьем. У мужчин, пожалуй, не сделано предпочтительного выбора между белосуконным западноболгарским и желто-коричневым восточно болгарским костюмами, различающимися покроем брюк и рядом других элементов. В отдельных случаях — на праздничных манифестациях, на торжественных актах, приуроченных к общественным мероприятиям общеболгарского или международного значения, — демонстрируется все разнообразие локальных видов народной одежды, которое очень впечатляет.

Болгары очень дружелюбны, приветливы, гостеприимны. К тому же близость языка и вероисповедания болгар и русских помогают лучше понимать друг друга.

Песенный фольклор очень разнообразен. Наиболее важную его часть составляют юнацкие и гайдуцкие песни, любимые и сейчас. Они представляют героический эпос болгарского народа, рассказывают о борьбе против османских поработителей. Герои юнацкого эпоса (Марко-кралевич, Момчил-юнак и др.) наделены чертами сказочных персонажей. Гайдуцкие песни, сложенные позднее (XVI— XIX вв.), более реалистичны, в них больше бытовых подробностей. В годы антифашистской борьбы эти песни зазвучали с новой силой. Большой популярностью пользуются также лирические, шуточные народные песни, в то время как обрядовые, мифологические в современном быту почти забыты.

Болгарская культура, формируясь в течение сотен лет в условиях постоянной угрозы исчезновения нации, приобрела своеобразный боевой характер. Героями огромного числа удивительных по своей мелодичности народных песен выступают гайдуки или юнаки (удальцы, богатыри), побеждающие врагов. Другие популярные фольклорные темы — сражение со стихиями и борьба за воду. К воде у болгарского крестьянства, часто страдавшего от засух, особое, уважительное отношение. По всей стране можно встретить чешмы — каменные сооружения над родниками, часто украшенные резьбой.

Землячество возводится в Болгарии в ранг родства. Практически каждая городская семья поддерживает связь с деревенскими родственниками. В квартирах горожан часто можно увидеть «национальные уголки» с низенькими деревянными столиками, грубошёрстными китеницами (накидками) на спинках стульев, яркими черга (домоткаными половиками), разноцветными халиште (коврами из козьей шерсти), керамической посудой.

Традиции родственной и соседской взаимопомощи, временное обобществление средств труда все еще поддерживались из-за отсталости сельскохозяйственной техники и крайней бедности основной массы крестьян. Два-три хозяйства объединяли рабочий скот, созывались помощники для уборки урожая или постройки дома. Летними ночами молодежь собиралась чистить кукурузу, нанизывать табак то в одном доме, то в другом — это было родом вечеринок, местом для знакомства и ухаживаний. Многие старинные обычаи перекочевали из сельской местности в города, например обычай лить воду под ноги человеку, приступающему к новому делу, и вообще при всяком начинании — чтобы все шло гладко и легко, «как по воде» (у русских — «как по маслу»). Так провожают невесту па регистрацию брака, ребенка в первый класс, человека, уезжающего в дальнюю дорогу; льют воду и при разрезании ленты во время церемонии открытия театра, завода и т. п. Славянский обычай поднесения хлеба-соли у болгар широко практикуется и в быту, и на общественных торжествах, только к хлебу прибавляется чабрец и красное вино (красный цвет — символ здоровья), и нужно тут же хлеб oтломить, обмакнуть в соль и чабрец и запить вином. Провожая и путь, дают человеку дикую герань (по-болгарски здравец, символ здоровья). Цветы часто служат обрядовым реквизитом и украшением, их затыкают в праздник за платок или шапку у виска, букетики герани, связанные красной ниткой с золотой или серебряной монеткой (символ чистоты и благополучия), дарят ребенку в день наречения имени, прежде, а иногда и теперь дарят невесте.