Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Городской округ Заречный
Средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением английского языка
РЕФЕРАТ
Культура империи Майя
Исполнитель:
Валитова А.Ф.,
ученица 11 б класса
Учитель МХК:
Кильдюшевская М.В.
Заречный, 2008
Содержание
Введение
Майя
Древняя история майя
Социальная организация майя
Искусство майя:
А) Архитектура
Б) Скульптура
В) Живопись
Научные знания
Религия майя
Причины культурного упадка майя
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Джунгли Центральной Америки хранят тайны майя, одного из самых загадочных народов в истории. Кто они? Откуда явились? Оставили ли какие-нибудь вести для нас? Вот уже более 200 лет с тех пор, как в 1773 году открыты руины их знаменитого города Паленке, ученые и писатели пытаются ответить на эти вопросы.
Реконструкция истории майя была осуществлена в основном по результатам археологических исследований. До недавнего времени эти исследования были направлены почти исключительно на наиболее привлекательные следы древней цивилизации: храмы, пирамиды, дворцы, гробницы. Но очевидно, что полученная таким путем картина отражает лишь одну сторону культуры майя – материальные проявления, связанные с культом, жизнью и смертью представителей правящего класса, составлявшего меньшинство населения.
Перед нами предстает жизнь народа очень непохожая на нашу собственную. В отличие от нас, в личной собственности майя было лишь немногим больше вещей, чем необходимо для жизни. Их роскошно одетые правители совершали странные и болезненные ритуалы над собой, чтобы, например, вызвать плодородие почвы.
По нашим стандартам, их цивилизация выглядит примитивной - у них не было механизмов, не было автомобилей, не говоря уже о компьютерах, но зато было немало достижений в другом смысле. Как показали исследования ученых, майя умели развивать свои психические способности в такой степени, что нам это даже трудно себе представить.
Культура майя полна загадок. Я попыталась разгадать лишь одну из них…
Майя
Под областью майя мы понимаем всю территорию, на которой жили доконкисты — и живут сейчас - лингвистически родственные народы, образующие группу, называемую майяской; исключение составляют уастеки, которые хотя и относятся к той же языковой семье, но отделились от общего ствола еще до образования единой культуры майя и находятся в области, очень удаленной от них.
Убеждение, что майя уникальный, независимый и изолированный от остального мира феномен, привело известных ученых-майянистов к утверждению, что язык майя не имеет никакого родства с другими языками Мексики и Центральной Америки. Другие авторы, как, например, Томпсон, также согласны, что язык майя не имеет связей с языками Мексики и Центральной Америки. Они допускают существование двух языков майя (язык высокогорий и язык равнин) плюс 15 диалектов.
Согласно методам сравнительной лингвистики, удалось установить вероятный момент, в который каждый из майяских языков отделился от общего ствола. Результаты этого трудоемкого исследования (глоттохронологии) дают следующую картину, в которой указаны приблизительные даты, когда началось отделение основных языков, начиная от гипотетического протомайя.
Культура майя занимала огромное пространство — более 400 тыс. км 2 и охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и западную часть Сальвадора и Гондураса.
Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман и др. Они живут в тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы, северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность — приблизительно 2,7 млн. человек.
Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех (“охотник на оленей”), живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600 тыс. человек.
Древняя история майя
Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов: доклассический — 200 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э — 900 г. н. э.; послеклассический — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала и полуостров Юкатан были завоеваны испанцами. Но уже тогда, в середине 16 в., они натыкались на развалины древних городов. Пока достоверно неизвестно, почему в конце 9 в. н. э. опять были почти одновременно покинуты и разрушены грандиозные религиозные центры майя классической эпохи и что послужило причиной ухода индейцев с насиженных мест. Возможно, это были тропические ливни или засухи, опустошавшие поля, или вспышка какой-либо болезни, или нападение враждебных племен. Величественные развалины городов майя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, что развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя.
Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им после испанского завоевания и не являются подлинными. Например, город Тикаль придумали археологи, а Паленке по-испански — “крепость”.
Завоевание испанцами индейских территорий прервало развитие культуры, одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами были сожжены более 500 древних рукописей, которые могли раскрыть многие тайны одной из величайших в мире цивилизаций.
Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан (в Гондурасе), Тикаль, Киригуа Пьедрас-Неграс (в Гватемале), Паленке, Яшчилан и Бонампак (в штате Чиапас в Мексике). На севере представляет интерес смешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в 10— 11 вв. н. э., главные центры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.
Почти все священные города классического периода несут на себе следы насильственных разрушений.
Социальная организация майя
Каждый город-государство майя возглавлял халач-виник, что означает “настоящий человек”. Это был наследственный титул, передаваемый от отца к старшему сыну. Кроме того, он именовался ахав - “господин“, “владыка”.
Халач-винику принадлежала самая высокая административная власть, сочетавшаяся с высшим жреческим саном. Верховные вожди, жрецы и советники (ах куч каб) образовывали нечто вроде Государственного совета. Халач-виник назначал, возможно, из своих кровных родственников, батабов – вождей селений, которые находились по отношению к нему в феодальной зависимости.
Основными функциями батабов было соблюдение порядка в подчиненных селениях, регулярная выплата податей. Они могли быть чиновниками или главами кланов. Они являлись военачальниками. Но в случае войны право командования осуществлял након. Были и менее важные должности, среди которых хольпоп – “глава циновки”. Существовал там и целый жреческий клир, однако, самое распространенное название жреца ах-кин.
Ах-кины хранили высокоразвитую науку майя – прапрадедовские астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порою даже власть наследственной знати.
Таким образом, правители майя являли собой теократию, к которой относились как религиозные, так и светские властители, при этом считалось, что их авторитет исходит прямо от богов.
В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Они жили вдали от городских центров, в небольших поселениях, сеяли маис для содержания своих семей и знати. Именно они создали церемониальные центры, пирамиды с храмами, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которые поражают археологов и восхищают туристов. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших в Месоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ народ выплачивал дань халач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богом маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашнюю птицу, соль, рыбу, кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.
Искусство
Искусство, прежде всего – общественный продукт, на который воздействует все общество через экономические, политические, религиозные и культурные институты. Тесно связанное с обществом, искусство всегда выражает интересы определенных классов.
Архитектура
Монументальная архитектура майя – одна из важнейших и специфических черт их культуры. Несмотря на существование ряда локальных стилей, майяская архитектура отличается в целом большей однородностью, чем другие виды искусства. Это объясняется прежде всего господством на всей территории цивилизации майя единых строительных принципов. Все майяские постройки, независимо от их назначения и размеров, воздвигались на специальных платформах или фундаментах пирамидальной формы. Последние представляли собой насыпи из земли, глины и щебня, облицованные сверху каменными плитами или слоем штука. Наиболее характерной чертой каменной архитектуры майя является широкое использование ступенчатого (или ложного) свода.
Основные типы зданий: А) храм на высоком пирамидальном основании с усеченной плоской вершиной; Б) дворец – длинное многокомнатное здание на низком фундаменте; В) рядовые жилища – небольшие постройки на низких каменных платформах; Г) “стадионы” для ритуальной игры в мяч; Д) обсерватории; Е) бани.