Министерство образования Республики Беларусь
Минский государственный лингвистический университет
Реферат
По дисциплине «Культурология»
На тему
Культура индейцев США
Выполнила:
Студентка группы 207з
Лапшина Анна Сергеевна
Минск 2008
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………….3
1. Истоки индейской культуры……………………………………………4
2. Индейские маунды………………………………………………………8
3. Индейцы прерий……………………………………………..................12
4. Индейские группы от Аляски до Флориды…………………………..16
5. Языки североамериканских индейцев……………………...................31
Заключение…………………………………………………...................25
Список использованных источников и литературы………………….29
ВВЕДЕНИЕ
Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.
Учёные начали интересовать индейцами, как только впервые пришли в соприкосновение с европейцами. Примерно с середины XIX столетия зарождается новая научная дисциплина — американистика - наука об истории, а также о материальной и духовной культуре индейцев.
Объект данной работы – американские индейцы, предмет – их культура.
Цель данной работы – изучить культуру индейцев США. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать истоки индейской культуры;
- изучить такой явление индейской культуры, как маунды;
- исследовать культуру индейцев прерий;
- изучить особенности культуры индейских групп от Аляски до Флориды;
- исследовать языки североамериканских индейцев, а также показать, какую роль они сыграли в развитии современных языков.
При работе над темой я столкнулся с проблемой литературы по данной теме. На русском языке материала чрезвычайно мало. Безусловно, большая часть материала не переведена с английского языка. Это свидетельствует о том, что отечественная культурология мало интересуется культурой индейцев США (значительно больше литературы по современной культуре США). Наибольшую помощь при подготовке данной работы мне оказали историко-этнографический справочник «Народы мира» под редакцией Ю.В. Бромлея, а также книга исследователя индейской культуры Мирослава Стингла «Индейцы без томагавков».
1. Истоки индейской культуры.
Высокие культуры исконных американцев и все их замечательные успехи, как в материальной, так и в духовной области возникли на основе самобытного развития.
Первая сложившаяся уже в Америке культура (существовавшая примерно за 15 тысяч лет до н. э.) — культура фолсомская, названная так по месту, где были найдены ее следы, не отличается слишком заметным прогрессом сравнительно с позднепалеолитической культурой обитателей пещеры Сандиа. Центром фолсомской культуры был североамериканский юго-запад (штат Нью-Мексико). Впрочем, следы этой культуры обнаружены почти на всей территории нынешних Соединенных Штатов. Это по преимуществу кремневые наконечники копий, которыми фолсомские охотники убивали бизонов.
Первой земледельческой культурой в Америке была культура кочизи. В это время три или три с половиной тысячи лет назад впервые начали выращивать кукурузу. Она возмещала индейцам доколумбовой Америки отсутствие всех других видов зерновых, которыми обладал Старый Свет. И в это же время обитатели другой части Северной Америки, края Великих озер, впервые, пока что холодным способом, пробуют обрабатывать металл. Сначала это медь, которую индейцы находили в чистом виде. Между тем индейское население субарктических областей Северной Америки (нынешних Канады и Аляски) все еще остается на уровне примитивной культуры, основу которой составляет исключительно охота на крупных животных (теперь это главным образом карибу) и рыболовство.
Вслед за первой североамериканской земледельческой культурой — культурой кочизи — на обоих побережьях Северной Америки в историю этой части Нового Света вошла культура куч раковин или, скорее, кухонных куч. Индейские рыбаки, жившие здесь многие и многие сотни лет назад, бросали на эту свалку остатки пищи, костяные иглы, ножи и другие инструменты, часто сделанные из раковин (отсюда и второе название культуры). И теперь такие кучи раковин для американистов — богатое, ценное свидетельство о жизни тогдашних индейцев.
Непосредственно за кочизи на юго-западе Северной Америки возникает новая земледельческая культура, в основе которой также лежало возделывание кукурузы — культура баскет мейкерз — «корзинщиков» (примерно 200 год до н. э. - 400 год н. э.). Она получила свое название от особого вида водонепроницаемых корзин, имевших форму горшка, которые «корзинщики» плели, чтобы варить в них кашеобразную еду. «Корзинщики» еще жили в пещерах. Но внутри этих пещер они уже строили настоящие дома. Основным местом обитания этих индейцев была Аризона. Здесь, особенно в Каньоне мертвого человека, в различных пещерах были найдены их многочисленные следы. Дерево построек «корзинщиков» близ Фолл-Крик в южном Колорадо можно отнести (при допущении некоторых отклонений) к 242, 268, 308 и 330 годам н. э.
В эпоху, когда на североамериканском юго-западе доживала свой век культура «корзинщиков», складывается новая культура, культура жителей скальных городов, которые возводили свои «города» под естественными отвесными стенами песчаника или туфа, либо в глубоких каньонах рек североамериканского юго-запада, либо, наконец, прямо в скалах, Их дома, при постройке которых широко использовались пещеры, созданные самой природой, разрастались по горизонтали и по вертикали, втискивались в углубления скал и громоздились друг на друга. Для возведения стен, как правило, применялись адобы — высушенные на солнце кирпичи. Такие поселения мы находим на североамериканском юго-западе в каньонах нескольких больших рек. В этих индейских городах рядом с прямоугольными жилыми помещениями мы всегда находим круглые постройки. Это святилища, носившие у индейцев название пива. Они же являлись и своего рода «мужскими клубами». Хотя строили их исключительно женщины, входить в эти капища им было запрещено.
Строители этих поселений в скалах и в глубоких колорадских каньонах возводили не город, а один большой дом. Каждое помещение лепилось вплотную к другому, ячейка к ячейке, а все вместе они представляли собой гигантскую постройку, похожую на пчелиные соты и насчитывавшую несколько десятков, а то и сотен жилых помещений и святилищ. Так, например, дом-город Пуэбло-Бонито в каньоне Чака имел 650 жилых помещений и 20 святилищ, или кив. Этот полукруглый дом-город, в стенах которого можно было бы разместить всех жителей небольшого чешского городка, был крупнейшим сооружением всей доколумбовой Северной Америки.
Большое число святилищ (кив) в каждом из таких домов-городов свидетельствует о важном факте: развитие земледелия здесь шло рука об руку с развитием религии. Ни один из скальных городов не имеет собственной агоры, некоего сборного пункта для решения общественных вопросов. Однако в каждом из них — десятки храмов.
Спустя несколько столетий эти люди оставляют свои удивительные города, выдолбленные в скалах или укрытые под утесами юго-западных каньонов, и переселяются — в буквальном смысле слова — ближе к солнцу. Свои новые поселения (мы теперь называем их пуэбло, так же как и дома-города в каньонах рек) они строят на плоских, круто обрывающихся возвышенностях, именуемых месами (mesa — по-испански «стол»). Новые пуэбло тоже растут, как пчелиные соты. Жителей таких пуэбло, независимо от их языковой принадлежности, мы обычно называем общим именем индейцы пуэбло. Это и есть последняя, высшая ступень в развитии доколумбовых культур Северной Америки. Индейцы пуэбло — косвенные наследники жителей скальных городов, а также представителей значительно менее известных земледельческих культур — хохокам и моголъон.
Однако уровень развития земледелия у индейцев пуэбло неизмеримо выше, чем у их предшественников. Они сооружали разветвленные оросительные системы, которые в этой довольно засушливой области имели огромное значение. Основной земледельческой культурой была все та же кукуруза (они выращивали более десяти ее сортов), кроме того, выращивались тыква, красный стручковый перец, салат, фасоль, а также табак. Поля возделывались деревянной мотыгой. Наряду с этим индейцы пуэбло приручали собак и разводили черепах. Охота стала для них лишь дополнительным источником пропитания. Они охотились на оленей, а чаще на полностью вымерших ныне животных, немного напоминавших южноамериканскую ламу. Охота была одним из мужских занятий. Мужчины также ткали и изготовляли оружие. Женщины же возделывали поля. Постройка жилищ была тоже исключительно женским делом. Индейцы пуэбло были замечательными гончарами, хотя, как и все остальные группы индейского населения Америки, до прихода первых европейцев они не были знакомы с гончарным кругом. Производством керамики мужчины и женщины занимались сообща.
В пуэбло женщины играли значительную роль. В эпоху появления первых испанцев практически во всех индейских племенах полностью преобладал матриархат. Обрабатываемые угодья находились в совместном пользовании и распределялись поровну между женщинами — главами семейств. После свадьбы муж переселялся в дом своей жены, но лишь на правах гостя. «Развод» осуществлялся без всяких затруднений. После разрыва супружеских уз из дома должен был уйти муж. Дети же оставались у матери.
Жители каждого пуэбло делились на ряд родовых групп. Названия им давались обычно по имени какого-либо животного или растения. И этот тотем все члены рода считали своим древним предком. Несколько родовых групп составляли фратрию — родовое объединение, которое также носило имя животного или растения. Собираясь по фратриям, жители пуэбло совершали религиозные обряды, во время которых обычно изображался весь жизненный цикл того или иного тотемного животного, например антилопы. В жизни индейцев пуэбло религия занимала исключительное место. Религиозные представления были неразрывно связаны с земледельческими навыками. Когда у матери появлялся ребенок, она первым делом мазала рот новорожденного кашицей из кукурузной муки. Отец той же кашицей рисовал на всех стенах жилища священные знаки. Точно так же и все остальные важнейшие события жизни в сознании индейца пуэбло были связаны с кукурузой. Главными божествами считались солнце и мать-земля. Немалую роль играли совместно отправляемые религиозные обряды - ритуальные танцы. Важнейшим из них был так называемый танец змей - ритуальный акт поклонения змеям - легендарным прародителям индейцев. Священнослужители танцевали, зажав в зубах гремучую змею. По окончании обряда женщины обсыпали гремучих змей зернами кукурузы.