Смекни!
smekni.com

Культура индустриальной эпохи (стр. 2 из 4)

Принципы классицизма основаны на идеях философского рационализма, отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произве­дение является плодом разума и логики, которые торжествуют или побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстети­ческую ценность имеет лишь неподвластное времени, т. е. непреходящее.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, опреде­лила соответствующие требования, т. е. нормативные правила. Была установ­лена строгая иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами при­знавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» от­носились пейзаж, портрет, натюрморт. Такая же соподчиненность жанров соблюдалась в литературе. «Высокими» считались трагедия, эпопея, ода, а «низкими» — комедия, сатира, басня. Четкая разграниченность планов и сгла­женность форм устанавливались для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарности, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использо­вался локальный цвет: коричневый — для ближнего, зеленый — для среднего, голубой — для дальнего плана.

Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченнос­ти, которые в период его упадка усилились. В середине XIX в. классицизм переродился в безжизненный академизм.

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а за­тем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бес­страстно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопреде­лили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма (франц. romantisme; от ср.-век. roman — роман), а затем, когда возможности романтизма во многом были исчерпаны, — по пути социально-аналитического искусства реализма.

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной дей­ствительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржу­азного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан прежде всего с ут­верждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и силь­ных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгла­сила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отраже­ния действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъек­тивный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстанов­ка, в которой действовали герой.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распрос­траняется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литера­туру, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854), Артур Шопенгауэр (1788—1860) и Серен Кьёркегор (1813—1855). Но вместе с тем ро­мантизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм.

Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763—1825), Генрих фон Клейст (1777-1811).

Гофман — один из основоположников немецкой романтической музы­кальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина».

В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797—1856) — великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Гейне был поэтом революционной демократии. Во многих своих стихах он опирает­ся на народную песню, благодаря развитию мотивов которой достигает нео­быкновенной естественности, ясности и простоты.

В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766—1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ ко­торого был типичен для посленаполеоновской поры. В центре произведений Байрона образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, где можно еще найти страсти и яркие чувства. В так называемых восточных поэмах «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Лара» и других герой Байрона становится более активным, борется против восточного владыки, деспота и тирана. Поэтому сила этих поэм — в неукротимости общественного протеста. Однако в эпоху реакции в поэзии Байрона появляются черты пессимизма.

Байрон — автор философских поэм, облеченных в драматическую форму, — «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений поэта — роман в стихах «Дон-Жуан», оставшийся незавершенным. В нем Байрон защищает свой идеал — политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тог­дашней Европы.

Во Франции первой трети XIX в. романтизм был основным направ­лением литературы. На раннем этапе его развития центральная фигура — Фран­суа Рене де Шатобриан (1768—1848). Он представлял консервативное крыло этого направления. Все написанное им — это полемика с идеями Просвеще­ния и революции. В трактате «Дух христианства» прославляется «красота ре­лигии» и обоснована мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, только в обращении к религии. Шатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубокомысленным стилем.

В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный романтизм, пред­ставителями которого считают Гюго и Жорж Санд.

Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810—1856), создавший про­граммные фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пье­сы», «Крейслериана»), лирико-драматические вокальные циклы, оперу «Геновена», ораторию «Рай и Пери» и многие другие произведения.

Первыми представителями романтической оперы в Германии были Э.Т.А. Гофман (опера «Ундина») и К. М. Вебер (1786—1826). Вебер боролся за немецкое национальное оперное искусство и в своем творчестве отразил стрем­ление немецкого народа к освобождению и воссоединению страны. В произ­ведениях Вебера определились основные направления немецкой романтичес­кой оперы: народно-легендарная и сказочная опера («Вольный стрелок», «Оберон»), опера на средневековый рыцарский сюжет («Эврианта»), написаная как большая опера, в которой разговорные диалоги заменены речитативами. Му­зыковеды считают, что от этой оперы лежит прямой путь к «Танеейзеру» и «Лоэнгрину» Вагнера.

Романтические оперы создавали также Л Шуман, Ф. Флотов («Александре Страделла», «Марта»). О. Николаи (ШО—1849) написал комическую оперу дзорские проказницы» на сюжет комедии Шекспира.

Представитель романтического направления в музыкальном искусстве Франции — композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803—1869). Ему принадлежат «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (по Вергилию), Реквием, драматическая симфония «Ромео и Джульетта». В последний период творчества Берлиоз создал пол­ную изящества и юмора комическую оперу «Беатриче и Бенедикт» на сюжет комедии Шекспира «Много шуму из ничего».

Национальные особенности французского музыкального театра XIX в. от­разились в жанре комической оперы. Это прежде всего опера Д, Ф. Обера (1782— 1871) «Фра-Дьяволо». Вместе с драматургом Э. Скрибом Обер стал создателем нового типа комической оперы, для которой характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие сюжеты, стремительно развивающееся действие. Музыка Обера изящна, мелодична, отличается живостью и разнообразием форм. Он написал 36 опер, в том числе «Бронзовый конь» и «Черное домино».

Пробуждение общественно-политической жизни Италии, наступив­шее после Великой французской революции, вызвало перелом в развитии ита­льянского национального искусства — зародилось новое направление оперно­го жанра. Его основоположником стал Дж. Россини (1792—1868), уже в первых своих операх «Танкред», «Итальянка в Алжире» предпринявший попытку ре­формы оперы. Россини преобразовал не только жанр оперы-сериа, драма­тизировав ее и расширив средства художественной выразительности, но и оперы-буффа, обогатив ее реалистическое содержание и заострив сатиричес­кие черты.

Творчество Россини оказало влияние на развитие французской героико-романтической оперы.

Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791 — 1824). Одна из главных его работ — полотно «Плот «Медузы», на котором изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затерянные среди океана. Эта карти­на — манифест романтизма в живописи. Жерико уже был свободен от класси­цистического влияния и деления сюжетов и жанров на возвышенные и низ­менные. Поэтому художник нашел героическое и значительное в реальной жизни. И в новом искусстве он воплотил исключительную напряженность действия, которая ломала уравновешенность композиции, делала неровным рисунок. Художник находит для ее выражения стремительный ритм, интен­сивность контрастов светотени. Этому способствует насыщенная живопис­ность цвета.