Смекни!
smekni.com

Культура как социальное явление (стр. 2 из 2)

5. Искусство в системе культуры

Специфика культуры на каждом историческом этапе развития наилучшим образом раскрывается через такой феномен, как искусство. В свою очередь, чтобы понять природу искусства, необходимо рассмотреть его в контексте всей человеческой культуры, элементом которой оно является, наряду с религией, мифологией, моралью, философией, наукой, правом и другими его формами. «Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь…», - писал В. Кандинский в работе «О духовном в искусстве».

Искусство возникло на заре становления и культуры и самого человека вместе с религией, с которой оно связано глубочайшими сакральными корнями, являющимися ее онтологическим основанием. Задолго до науки и права искусство участвовало в познании окружающего мира и самого человека, гармонизации его с природой и социумом. Обладая во многом общими с культурой функциями, искусство в то же время имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать его эстетические потребности в различных сферах деятельности во всей полноте их проявлений, то искусство (прежде всего традиционное и классическое) направлено на удовлетворение художественных потребностей, тесно связанных с проявлением человеческого духа. Искусство есть сотворение гармонии из хаоса. Но о каком искусстве идет речь? Конечно, не о светском, рафинированном и утонченном, утратившем свои сакральные черты, особенно в последние два-три столетия. Природа искусства существенно трансформировалось уже в Новое время, когда изменилось представление человека о мироздании. Наряду с наукой, правом и другими формами духовной культуры, искусство стало тесно соприкасаться с материальным миром и служить его интересам. Однако так было не всегда.

Являясь специфической и уникальной формой духовной культуры, а также продуктом человеческой деятельности, искусство содержит в себе противоречие духовного и телесного, которое присутствует и в самом человеке. С одной стороны, искусство обращено к миру высших духовных ценностей и стремится «дотянуть» до них обычного человека, формируя эстетические потребности и совершенствуя его внутренний мир. Но с другой стороны, искусство принадлежит миру материальному, который не всегда согласуется с миром духовных ценностей (а чаще ему противоречит), и поэтому искусство направлено также на эстетизацию среды, в которой обитает человек, становясь дизайном. Участвуя в художественном конструировании этой среды и продуктов человеческой деятельности, оно направлено также на этсетизацию материального потребления. Такое искусство не лишено «практического интереса» и прикладная роль становится для него основной.

Однако и «чистое» созерцание и любование предметом, которое И. Кант считал специфической чертой эстетического, также до конца не реализует онтологического назначения искусства, которое лежит в глубине сакрального. Это «чистое» созерцание приводит к эстетизму и чувственному наслаждению, при этом в художественном образе форма начинает преобладать над содержанием, а со временем и вовсе становится не столь важной и значимой.

Вопрос о природе эстетического в искусстве по-прежнему является одним из центральных в науке. Одни исследователи считают, что главное назначение искусства в том, что оно призвано познавать мир присущими ему специфическими средствами. Так, Аристотель рассматривал искусство как подражание природе вещей, следовательно, и их познание. Гегель считал искусство и все художественное творчество одним из проявлений абсолютного духа, способного «непосредственно созерцать истину».

Однако познавательная (гносеологическая) функция не исчерпывает всей природы искусства. Наука тоже познает действительность и это ее главнейшая функция. Но в отличие от искусства, науку интересует мир, существующий сам по себе, объективно, а искусство волнует мир самого человека и человек в мире, т.е. личностный аспект. Кроме того, художественное познание выражено эмоционально, а не языком понятий и умозаключений, как в науке.

Художник не только познает мир, но и создает свой особый художественный мир – мир искусства посредством его произведения (и в этом выражена его особая художественно-эстетическая функция). Благодаря художественной форме и содержанию он пытается выразить и запечатлеть свое отношение ко всему, что волнует его как творческую личность. Художник стремится увидеть в своем внутреннем, субъективном объективное и значимое для других людей. В этом его великое предназначение как творца искусства. В классическом искусстве художник «творил» новую реальность по законам красоты, которые были запечатлены в каноне. В разное историческое время каноны в искусстве резко отличались друг от друга. Одно дело каноны в искусстве древних цивилизаций (например, в Древнем Египте), свято охраняющие религиозные культы. И другое дело в античности, когда появляется большая свобода творчества. И даже в античную эпоху искусство Древней Греции и Древнего Рима столь различалось по своему образному решению, хотя и опиралось на общие каноны.

В мире классической культуры художники отражали мир с позиции эстетического идеала, на формирование которого большое внимание оказывала не только традиция, но и собственное мироощущение. Поэтому были нередки случаи, когда художники (писатели, композиторы, поэты) намного опережали свое время. Ценности, значимые для их творческой личности, не могли не отразиться на создаваемых ими произведениях. При этом, стремление к идеалу могло выражаться двояко: художник создавал мир идеальных образов, во многом усовершенствуя мир реальный, или напротив, намеренно подчеркивал отрицательные стороны, чтобы вызвать к ним негативное отношение у воспринимающего. Тем самым, действуя эмоционально, он стремился сформировать в человеке позитивное и «спровоцировать» его на изменение тех сторон реальности и самого себя, которые его не устраивали, - в этом заключена огромная воспитательная роль искусства.

Настоящий художник вряд ли будет всецело доверяться публике. О толпе, которая то хулит, то рукоплещет, но редко способна по-настоящему оценить талант, не раз писали классики литературы (например, А. С. Пушкин). Высшим судьей для художника является Бог и время, которое все расставит по своим местам. Не случайно процесс художественного творчества сравнивают с божественным актом, считая первым Художником самого Торца. Лучшие творения искусства не только эмоционально окрашены, но и способны вызвать истинную радость и подлинное эстетическое наслаждение. Катарсис (очищение) греки не случайно считали одной из важнейших целей искусства, в результате которого человек преобразуется, становясь совершеннее.

Наряду с познавательной, художественно-эстетической и воспитательной, у искусства есть еще одна важнейшая функция – коммуникативная. Искусство можно рассматривать также как некий информационный «код», благодаря которому передается особого родя информация от одного поколения к другому. Конечно, произведение искусства нельзя свести только к знаку или символу, однако знание особых специфических языков каждого вида искусства в разную историческую эпоху необходимо для того, чтобы адекватно воспринимать ту информацию, которая в них содержится. Семиотический подход к искусству заметно обогатил представление о природе искусства и в ряде случаев явился весьма продуктивным (особенно при изучении особенностей искусства древних цивилизаций), однако ограничиваться им не следует.

Интересную эстетическую концепцию мы встречаем у И. Канта – основоположника немецкой классической философии и эстетики. В своем труде «Критика способности суждения» (1790 г.), который современники называли «библией чистого искусства», он пытается выяснить специфику эстетического, связывая его со свободной игрой воображения и рассудка. Эстетическое чувство, согласно Канту, бескорыстно и сводится к чистому любованию формой предмета. Являясь предметом всеобщего любования, оно не может быть обосновано логически, но имеет форму целесообразности. Прекрасным кант считал то, что нравится всем без всякого интереса своей чистой формой. В духе философии просвещения он рассматривал эстетическое в неразрывной связи с этическим. Не может быть прекрасным то, что не является нравственным и не вызывает чувства доброты, считал Кант. Злого человека нельзя считать прекрасным, даже если он внешне красив. Необходима гармония человеческих черт, и именно искусство содействует культуре способностей души для общения между людьми.


6. Список используемой литературы

1. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991 г.

2. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. – М., 1991 г.

3. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992 г.

4. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983 г.

5. Мамонтов С. П. Основы культурологии. – М., 1993 г.