Смекни!
smekni.com

Культура Киевской Руси (стр. 3 из 4)

Из музыкальных инструментов первое место занимали гусли. Гусли долго воспринимались как инструмент сказочный, былинный. Сразу вспоминались Садко, Добрыня Никитич, скоморохи. Еще византийский историк сообщает о пленении в 591 году прибалтийских славян, которые имели при себе струнные музыкальные инструменты. В Киевской Руси гусли сопровождали церковные обряды, народные празднества, ратные походы.

Почти все древние славяне знали грамоту, так как писали на бересте, а её было очень много. На бересте выдалбливали надписи "Писалами". "Писала" заострённые палочки их часто украшали резьбой. Когда детей учили писать, их заставляли очень много раз переписывать один и тот же текст, текст с ошибка заливали смолой, а потом срезали и на той же самой бересте писалось всё заново. Иногда писали на деревянных табличках, именно так была написана священная книга язычников "Велесова книга". Она рассказывала о многих, неведомых чертах быта древней Руси, её народов, их верованиях. Одна из первых прочитанных табличек была посвящена богу Велесу. По ней необычная летопись и получила название "Велесова книга".

Новый год у древних славян начинался 1 марта, по циклу сельскохозяйственных работ, называние этого месяца тоже было связано с началом работ, "Сухий". Апрель славяне называли "Берёзозол", Май "Травний", Июнь "Кузнечик", Июль называли либо "Серпием" либо "Жатвием", Август "Зарив", Сентябрь "Вересинь", Октябрь "Грязнил" либо "Листопад". Есть мнение, что если октябрь был сырой и грязный, то его называли "Грязник", а если он был тёплый и сухой, то его называли "Листопад". Ноябрь "Грудень", Декабрь "Студень", Январь "Прсинец", февраль "Сочень". На новый год была традиция гадать на погоду, ставили чарку с водой на блюдце покроям которого были надписи (блюдце календарь). Затем кружили чашу, смотря на какую надпись упадёт капля. Итог гадания влиял на посевы.

Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае и удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу молнию. Они примечали закономерности природных явлений и приписывали их доброй и злой воле таинственных сил.

5. Приход христианства

В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI веке ее население достигло 7—8 млн человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населенное государство Европы.

Ученые спорят сегодня и спорили в прошлом веке о том, позитивно или негативно сказалось на дальнейшей истории России заимствование византийской культуры. Некоторые полагают, что тем самым она навсегда отгородила себя от католического Запада и, как следствие, отстала в экономическом развитии. Однако не стоит забывать и о том, что именно Византия дала человечеству христианство как высший религиозный закон и систему мировоззрения. Таким образом, выбравПравославие, Древняя Русь черпала нравственно-религиозные принципы из первоисточника .

Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, а через нее - к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта. Контакты с Византией продолжались и в более позднее время. На протяжении веков культура и образование в России в значительной мере строились по византийскому образцу, что проявилось а создании в конце XVII века при непосредственном участии греко-византийских просветителей, братьев Лихудов, Славяно-греко-латинской академии. Православные книги впитали в себя искусство греческой риторики, минуя латинское посредничество.

Крещение Руси происходило по византийскому образцу. Согласно летописи, двор киевского князя Владимира, крестившего Русь, посещали многие религиозные посольства и предлагали ему принять их веру: "немцы" (католики) от папы, болгары (мусульмане), хозарские евреи и др. Владимир, по совету своей дружины, послал своих послов в разные страны. Вернувшись, они с особым восторгом рассказывали о виденном ими православном богослужении в константинопольском храме Св. Софии. Предпочтение, отданное византийскому православию, объяснялось не только красотой богослужения, но и социально-политическими причинами.

Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа. Многообразные торговые и политические отношения связывали Древнюю Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, Византией и Азиатским Востоком — с другой. Уже в Х веке Древняя Русь оказалась в центре транзитных торговых путей, соединявших ее западных, восточных и южных соседей — из Северной Европы в Византию. В IX—Х веках был известен и Волжский путь, по которому восточные товары и монеты поступали через русские земли в Западную Европу, а также дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада, которой пользовалось население южных областей восточнославянского мира. Однако, несмотря на географическую близость Западной Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно-Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира.

6.Проблески язычества в Христианской Руси

Это только кажется, что можно до белого листа стереть память народную. Образ язычества, казалось умершего много столетий назад, воссоздавался по "обрывкам узора" Как ни странно, яростно борясь с прежними верованиями, и само христианство сохраняло в своих обрядах отблеск языческой старины.

На месте уничтоженных капищ нередко воздвигались церкви, которые в сознании людей не редко отождествлялись с издревне привычными божествами. Священные, почитавшиеся язычниками горы, леса, назывались именами христианских святых, сближая для простого человека образы вновь обретённые с привычными. А и многие христианские праздники, очевидно не случайно совпадают с языческими. Так, Рождество естественно для многих слилось с чествованием языческого божества торжеств и мира Коляды. И никогда нынче не удивляет, что в рождественскую ночь по домам ходят ряженые дети и молодёжь и колядуют – желают хозяевам счастья и добра, получают гостинцы. И самый светлый праздник пасхи вобрал в себя языческую Ралоницу – день памяти по умершим, когда ушедших родных и близких поминают едой, что не принято в христианстве. А масленица, когда мы. Как и наши предки, едим золотистые жаркие блины, олицетворяющие солнце?! Многие христианские обряды впрямую сходятся со стародавними. Наши предки-язычники окропляли новорожденного водой. Для многих из них этот обряд естественно претворился в крещение. Сохранились на долго и присяги-клятвы, божьи суды, благословения, издавна знакомые людям древности. Срослись с жизнью народа, остались в повседневном обиходе и многие слова дохристианских времён, сосуществующие с вновь пришедшими греческими и латинскими. Сохранился и обычай встречать гостей или невесту с женихом хлебом и солью.

Языческие боги вопреки ожиданиям, всё-таки не умерли с приходом христианства, не смотря на все гонения Владимира. Они спрятались в ещё одной неотемлемой части русской культуры, в сказках.

7. Сказки

В славном городе во Муроме,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел целых тридцать лет.

Так начинается былина о народном герое земли Русской, свершившем немало богатырских подвигов. И хотя согластно летописям Илья Муромец лицо историческое – жил в конце 12 в. Храбрый и сильный человек с таким именем, - песни и сказания народа приписывают ему мифологические черты , присущие богу-громовержцу Перуну.

…Пришли к дому Ильи калики перехожие, попросили открыть дверь и подать милостыню. Пожаловался им Илья, что не может этого сделать, ибо не владеет уж тридцать лет ни руками, ни ногами. Но калики перехожие настаивали на своём. И тогда Илья встал резвы ноги и впустил гостей. Те налили чарочку питьеца медвяного и поднесли сыну крестинскому . Выпил Илья и вдруг почувствовал в себе силу великую. "Кабы был, - молвил он, - с земли до неба, то перевернул бы я землю!".

В мифологии такой сиделец ассоциируется с окованным зимней стужей Перуном. Чарка живого питья – метафора дождя весеннего, размывающего ледовые оковы, дарящего герою силы жизни. И конёк у Ильи не обычный – бурый, косматенький, вскормленный пшеном "белоярым". И лук тугой, разрывчатый, и стрелы калённые, и копьё, словно молнией разащее. Этим копьём поколол герой "силушку" великую врагов, закрывших ему путь к славному Чернигов граду. Удалось Илье одолеть соловья разбойника. Сшиб он его калённой стрелой, а за тем привёз в стольный Киев к князю Владимиру "Красно Солнышко". В этих ратных подвигах, непосильных для простого человека, в победе над всякой нечестью, как бы подчёркивается родство героя Перуном. Илья постоянно сражался с чёрными злыми силами, потому и славу ему "век от веку".