Самая первая "страшилка", с которой встречаются в жизни маленький человек, - Баба-яга. И как тут не забоятся. В сказках это тощая, носатая старуха – волшебница с растрепанными волосами, горящими злобой глазами. Живёт баба-яга в красивой избушке на курьих ножках, которая стоит на лесной опушке. Забор вокруг избы сделан из человеческих костей, на заборе висят черепа. В место замка пасть с острыми зубами. В сказках встреча с бабой-ягой зависит от её настроения, если хорошее то дорогу подскажет к замку Кощея или к змею – Горынычу, а если в плохом то попытается съесть. Впрочем любая встреча с бабой-ягой опасна и непредсказуема. Ведь она почитается посредницей между живыми и мёртвыми. А избушка её врата в мёртвое царство. Потому так труден бывает путь предсказанный бабой-ягой. Не всякому дано вернутся обратно целым и невредимым из преисподней. Ещё ягу называют "костяной ногой". Быть может этот её недуг причина тому, что передвигается она не на своих двоих, а в самокатной железной ступе, подобной той, в которой сегодня на кухне толкут сухари, только побольше. А что бы летала её "колесница" побыстрее, Яга подгоняет её, постукивая помелом либо железной палицей. Да ещё и подметает за собой приделанным к ступе помелом. Некоторые сказки намекают на то. Что муж её сам Кощей Бессмертный. Зато точно известно, что три дочери её – Ягишны – во всём ей помощницы. Так же как и мать, сроднились они с природными силами – ветром, бурью, метелью. Конечно, любого малыша такая сказочная героиня способна привести в ужас. Но дело в том, что в давние времена и совсем взрослые люди при упоминании бабы-яги испытывали страх. Ждали от старой колдуньи всяких каверз и неприятностей. А когда ураганный ветер поднимал пыль столбом над дорогой или полем, говорили, что это Яга метёт своим помелом.
Немало хлопот и забот приносит сказочным героям их вечный недруг Кощей Бессмертный. Стоит лишь влюбится царевну-красавицу, задуматься о женитьбе, как злобный и коварный Кащей крадёт её прямо из под венца и уносит за тридевять земель. И приходится юноше совершать подвиги, что бы освободить, себе любимою. Старославянский "Кощь" (кошть) переводится, как "сухой, худой, тощий". Имя сказочного антигероя, скорее всего, воспринималось, как мифологический образ окостеневшей, замёрзшей от лютого мороза природы. Демон зимы в народных сказаниях часто представляется в образе старого, костлявого, безобразного колдуна. Ему старость, да и отвратительная внешность не в радость, вот и тянется он к молодости и красоте, мечтая позаимствовать у неё соков и сил, чтобы и дальше творить свои неправедные дела. Оттого так часто его жертвами становятся девицы красавицы.
Краса, красота – неотъемлемое качество славянской богини любви и весны Лады. Вот её-то и старается Кощей пленить, извести, заморозить полное любви и тепла её сердце, покрыть инеем её золотистые волосы. Одним словом присвоить себе, заточить в своём тереме. А герой-царевич, отправляющийся на бой с чудовищем, подобен богу-громовержцу. В трудном пути помогают юноше все силы природы. Его победа это победа над смертью, над вечным мраком и холодом. Так что сказка ложь, да в ней намёк…
8. Христианская ментальная революция в культуре Киевской Руси в XI веке
Крещение Руси князем Владимиром положило начало формированию специфической ценностно-тематической системы, которую будем называть христианской субкультурой. Появление христианской субпространственной конфигурации в недрах самодовлеющего языческого ценностно-мыслительного пространства и быстрое её расширение в первой половине XI в. (рост христианских общин, количества монахов и монастырей, церковное строительство и т.д.) было подобно вспышке сверхновой звезды на темном языческом небосклоне, которая взорвала устоявшиеся структуры натуралистически-мифологического духа. Суть этого глубокого духовного переворота заключается в разрушении синкретического натуралистически-мифологического единства языческого пространства древнерусской культуры, в открытии восхитившей прозелитов, чисто духовной божественной реальности (Троица, Царство небесное и т.д.) и творении ценностно-мыслительного пространства на другой фундаментальной онтологической основе: сознании несовместимости и противостоянии, прежде всего, двух реальностей, высшей, духовной, божественной и низшей, материальной, тварной, поскольку своеобразие субъективной реальности в XI XII вв. ещё в полной мере не осознавалось. Вероятно, учение о чисто духовном божественном мире производило одно из самых сильных впечатлений на язычников. Выслушав проповеди представителей различных религий, князь Владимир в частности заметил боярам: "Мудро говорят они, и чудно слушать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете…".
Разделение универсума на два мира, чувственный и сверхчувственный, стало наиболее фундаментальной и всеобщей характеристикой средневекового мировосприятия в эпоху Киевской Руси. Митрополит Киевский Никифор в "Послании" к Владимиру Мономаху пишет: "От того двойственно бытие наше: разумное и неразумное /"словесное и бессловесное"/, и духовное /"бесплотное"/, и телесное. Ведь разумное и духовное это нечто божественное и чудное, подобное бесплотному естеству, а неразумное подобно страстному и сластолюбивому. И поэтому борьбы в нас много, и противится плоть духу, а дух плоти". Во всех текстах без исключения этого периода трансцендентный, божественный мир выступает средством объяснения происходящих природных и социальных событий, законообразной посылкой ("экспланансом") в структуре объяснения. "Размышляй, милый, размышлять надлежит и знать, пишет в своем "Послании" Климент Смолятич, как все существует, и управляется, и совершенствуется силой божьей: никакой нет силы, кроме силы божьей, никакой нет помощи, кроме помощи божьей, ибо все, как сказано, что пожелал он, все создал на небесах, и на земле, и в море, во всех безднах и прочее". Владимир Мономах в своем "Поучении" замечает: "Господь наш не человек, но бог всей вселенной, что захочет, во мгновение ока все сотворит…". Чувственный мир теряет всякую самостоятельность. Так, все победы и поражения в битвах объясняются только божественной причиной. "В том же году, читаем в Ипатьевской летописи, побудил бог Святослава, князя Киевского и великого князя Рюрика Ростиславича пойти войной на половцев.… А половцы, увидев отряд Владимира, смело идущий им навстречу, побежали, гонимые гневом божьим и святой богородицы.… А великий князь Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславович, получив от бога победу над погаными, возвратились по домам со славой и честью великой". Объясняя нашествие половцев, летописец поучает: "Это бог напустил.
В 988 г. языческому идолопоклонству пришел конец. Ко времени принятия Христианства Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее международный авторитет, сложилась самобытная культура. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства; складывался эпос. Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием Христианства из Византии, а также Болгарии (уже в течение столетия к этому времени являвшейся христианским государством), приобщил страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Византийское влияние на древнерусскую культуру очевидно и в доказательствах не нуждается. Несомненно и его большое положительное значение для Руси. Оно не было ни всеобъемлющим, ни постоянным. Наиболее интенсивными культурные связи Руси с Византией были в период с конца Х в. до середины ХII в. Значительным было воздействие византийской культуры на высшие слои общества, гораздо меньше его испытывали широкие слои населения. Особенно сильно это воздействие проявлялось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства.
Иной характер имели культурные контакты Киевской Руси со странами Центральной и Западной Европы. В домонгольский период Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы, причем культурное взаимодействие ее со странами Европы было обоюдным и равноправным. Важнейшее место в культуре Киевской Руси занимала литература. Создание славянской азбуки связывается с именами византийских миссионеров Константина (Кирилла) (827-869) и его брата Мефодия (815-885) Это событие связано с принятием христианства, но дохристианская культура уже имела зачатки систем письма.
Вывод
В целом юная Киевская Русь, восприняв византийские, болгарские и другие православные традиции, сумела создать искусство с высокими критериями творчества, чуждое внешним эффектам, глубокое по духовной христианской сути. Тем самым был заложен прочный фундамент для дальнейшего развития национальной художественной культуры. Дальнейшее влияние на свою культуру получила Русь с приходом татаро-монгольского ига, когда она стала пополнятся восточной культурой.
Библиография
1. "Я познаю мир. Мифология" авторы-составители О.А.Могила, Л.Л. Сильянова
2. "всё обо всём. Искусство" Адриан Сингтон
3. "Трёх главый орёл" Владимир Свержин