Смекни!
smekni.com

Культура Месопотамии (стр. 2 из 3)

Математики в Вавилонии умели решать квадратные уравнения, знали теорему Пифагора о свойствах прямоугольных треугольников, могли решать достаточно сложные задачи стереометрии (например, вычисляли объемы различных тел, в том числе усеченной пирамиды).

Скорее всего чисто интуитивным методом подбора они решали даже уравнения с тремя неизвестными, могли извлекать квадратные и (в некоторых случаях) кубические корни. Число я, отношение длины окружности к ее диаметру, вавилоняне грубо принимали равным трем.

Наряду с математикой в Междуречье появилась и астрономия. Столь большое внимание к достоверности наблюдений за звездным небом часто объясняется потребностями земледелия, но не только этим. Жителей интересовал астрологический аспект жизни звезд. В Междуречье была в основных чертах составлена картина доступного для изучения невооруженным глазом звездного неба. Это заложило основу астрономических достижений греческой и других европейских цивилизаций Средиземноморья.

Астрологический аспект наблюдений за звездами сказался в несовершенстве принятого в Междуречье календаря.

После возвышения Вавилона он стал единым (до этого в каждом городе вели свой календарь), но под нужды земледелия принятая система отсчета времени была не приспособлена. В добавление к двенадцати 29- и 30-дневным месяцам приходилось вводить «високосные» месяцы.

История в Междуречье трактовалась с точки зрения астрологии. Путем сравнения карт и исторических хроник изучали влияние расположения светил на события земной жизни.

Известны записи медицинских и химических рецептов на аккадском языке. Они обязательно сопровождаются описанием колдовских действий, необходимых для получения «правильного» продукта. С XII века до н. э. в Вавилоне занимались изготовлением стеклянной глазури.

Были неплохо изучены анатомия животных й особенности их поведения, что объясняется потребностями гаданий и предсказаний.

Географы Вавилонии составили карту мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером чуть больше Междуречья. Но реальные географические познания семитов были гораздо шире. Купцы, несомненно, знали морской путь в Индию (позже дорога туда была забыта) и о существовании страны Куш (Эфиопия), слышали о Тартессе (Испания).

III. Архитектура и искусство

Главной архитектурной формой шумерского зодчества был храм. Расцвет храмостроительства приходится еще на Протописьменный период, когда древние шумеры начали сооружать святилища из глинобитного кирпича с деревянными перекрытиями, которые возводились на высоком каменном фундаменте. Как правило, для строительства выбирали возвышенность, куда до время разлива не добиралась вода. Сам храм состоял из трех основных частей: собственно святилище — длинный дворец (целла), где помещали статую бога, и два боковых помещения, разделенные на четыре предела. В одном конце целлы помещали алтарь, а на другом — стол для жертвоприношений. Наружная стена храма представляла собой правильное чередование ниш и выступов. Первоначально целла была просто открытым внутренним двором, но затем превратилась в закрытое помещение. Обычай строить храмы на возвышенностях и никогда не переносить его на новое место привело к тому, что при перестройках платформа-фундамент все время увеличивалась, что привело к возникновению совершенно оригинальной формы архитектуры Месопотамии — зиккурата. Зиккурат представляет собой прямоугольный высокий ступенчатый храм, на вершине которого было расположено святилище, попасть в которое можно было по широкой наружной лестнице. Уже в Раннединастический период территорию храма начали обносить высокой стеной.

До наших дней в наиболее сохранном виде дошел зиккурат царя Ур-Намму в городе Уре. Глинобитные кирпичи рассыпались от времени, и сегодня храм представляет собой огромный холм высотой около 20 м, возвышающийся над окрестностями. Первоначально верхние ярусы зиккурата опирались на громадную усеченную пирамиду. Нижний ярус храма был выкрашен в черный цвет, средний — в красный, а верхний — в белый. Позднее, когда начали строить семиярусные зиккураты, добавились желтый и голубой цвета.

Шумерские правители возводили себе дворцы; Примером этому служит раскопанное в Кише сильно укрепленное здание, которое являлось соединением дворца и храма. Система мощных оборонительных стен защищала дворцовый комплекс не только от внешнего врага, но и от самого города. Во дворце было множество жилых комнат, имелась парадная лестница, ведущая во двор собраний, у вершины которой энси выступал перед народом. Также во дворце находилась галерея с колоннами, стены которой были украшены мозаикой с батальными сценами.

Шумерские города застраивались стихийно, без какой-либо единой планировки. Между глухими стенами, окружавшими глинобитные прямоугольные дома без окон, пролегали кривые и узкие не мощеные улицы. В каждом шумерском доме обязательно был внутренний дворик, многие имели канализацию. Сами города обносились высокими и толстыми стенами.

В Шумере существовала достаточно высокоразвитая пластика. Скульптуры изготавливали из алебастра иди мягкого камня — песчаника или известняка. Это искусство было весьма далеко от реалистичного. Мастера не ставили перед собой задачу правильно передать пропорции тела человека или черты лица. Шумерские скульптуры угловаты, приплюснуты, они кажутся слишком массивными и тяжелыми. Вместо лиц — застывшие маски с несколько птичьими чертами и непропорционально огромными, широко раскрытыми глазами. Часто вместо глаз и бровей вставлялись драгоценные камни, скульптуры украшались ожерельями, кольцами и браслетами, в которых ювелиры чередовали три основных цвета: синий (лазурит), красный (сердолик) и желтый (золото).

Широко распространенные рельефы изображали сцены охоты или мифологические сюжеты. Изображение было поделено на несколько параллельных друг другу частей, которые следовало «читать» снизу вверх. Особенно искусно были выполнены многочисленные цилиндрические печати. Резчики изображали людей в строго определенных позах: полный поворот плеч, профильное изображение ног и лица, глаза — в фас. Животные и птицы также изображались в профиль, только некоторые детали (рога, глаза, крылья) — в фас. Собственно, из глубокого рельефа и родилась скульптура, появление которой говорит о начале пространственно-художественного мышления. Сам шумерский рельеф представлял собой небольшую плитку из мягкого камня, созданную в честь какого-либо значительного события. Классическим примером этого является так называемая «стела коршунов» энси Лагаша Эанатума, выполненная около 2500 года до н. э.

Искусство аккадцев отличалось гораздо большим реализмом. Впервые скульпторы стали правильно передавать пропорции человеческого тела, они пытались если не добиться портретного сходства, то выработать единый тип реалистического изображения человеческого лица. Все это свидетельствовало о появлении у художника интереса к отдельной человеческой личности. Работы, выполненные в «аккадской» манере, отличают: тщательная проработка мельчайших деталей одежды, прически, правильная передача мускулатуры и движения человеческих тел. Подлинными шедеврами аккадской пластики являются: стела царя Нарамсина и медная голова царя Саргона Древнего.

В конце II тысячелетия до н. э. начался невиданный расцвет ассирийской культуры, вобравшей в себя черты шумерской, аккадской, хеттской, хурритской и египетской культур. Раскопки, благодаря которым были -обнаружены Ниневия, Ашшур и царские резиденции, явили миру скрытую на протяжении тясячелетий под слоем земли великую культуру исчезнувшей Ассирийской империи.

Практически все города Ассирии являлись мощно укрепленными крепостями с толстыми стенами и глубокими рвами. В храмовом строительстве по-прежнему господствовал зиккурат, который, однако, больше не господствовал над городом, уступив ведущее место дворцу. Застройка носила следы единой планировки, что особенно заметно в царских резиденциях. Каждый ассирийский царь строил для себя новую резиденцию, являвшуюся по сути дела городом. Наиболее известной резиденцией является Дур-Шаррукин, выстроенная Саргоном II.

Дворец-цитадель в Дур-Шаррукин представлял собой целый комплекс, выстроенный на гигантской 14-метровой платформе площадью в 10 га. К этой платформе вели два широких пандуса, по которым можно было подъехать к дворцу, состоявшему более чем из 200 помещений. У входа в здание стояли огромные 5-метровые каменные статуи крылатых львов с человеческими лицами — добрых духов-хранителей шеду.

Комнаты и галереи дворца были покрыты росписями или облицованы глазурованными цветными кирпичами, а также украшены множеством рельефов и статуй. Ассирийская скульптура была довольно сильно связана с архитектурой. Сами статуи первоначально являлись декоративно обработанной колонной. Для ассирийских мастеров была характерна педантичная проработка мельчайших складок одежды и завитков прически, создание массивных гипертрофирован--но мускулистых форм.

Многочисленные громадные ассирийские рельефы невольно наводят на мысль о целых армиях художников, которые трудились над их созданием. Главными их темами были сцены войны и охоты. Тщательно выполненные рельефы было принято раскрашивать, что еще больше увеличивало впечатление помпезности и блестящей роскоши империи. Скульпторы подчеркивали физические качества человека — тяжелые руки, массивные ноги, вздутые мускулы, каменная, даже в движении статичная поза — все это создавало образ сильных, железных и жестоких правителей-воинов.

На руинах Ассирии ненадолго расцвело Нововавилонское Царство, главными памятниками которого являются развалины Вавилона. Самый крупный город на Древнем Востоке представлял собой прямоугольник площадью более 10 км2. Он был разделен Евфратом на восточную (старую) и западную (новую) части. Обе половины города соединялись деревянным мостом на каменных опорах. Вавилон был обнесен рвом и тремя рядами высоких стен с 360 башнями. Первая стена была толщиной 7 м, вторая — 8 м, а третья — 3,5 м. Все они были облицованы глазурованными кирпичами, некоторые из них составляли рельефы, изображавшие животных и воинов. Кроме того, хитроумные инженерные сооружения позволяли в случае угрозы затопить водой всю раскинувшуюся перед Вавилоном плоскую, как стол, равнину.