Смекни!
smekni.com

Культура первобытного человека (стр. 5 из 5)

Изящны многие образцы прикладного искусства, относящиеся к тому времени. Среди них, например, ложка с головой лебедя из горбуновского торфяника (Свердловская область), которая поражает грацией в изогнутой лебединой шее и гармонией во всем контуре этой древней работы. Прекрасна голова лосихи из рога, обнаруженная в приуральском торфянике.

В наскальной живописи этого периода четко проявляется стремление к изяществу, которое очень часто нетрудно заметить. В качестве примера можно привести изображение женщины, собирающей на дереве лесной мед (пещера Аран в Восточной Испании). Одной рукой она держит высокий сосуд, а другая прячется в легком кружащемся облаке пчелиного роя.

На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности с названием Тассили-Аджер, в пещерах обнаружены удивительные рисунки и живопись — 15 тыс. живописных фрагментов, созданных в VI—I тысячелетиях до н. э. На этих рисунках изображены огромные пастбища и тучные стада в сотни голов, стройные пастухи, стерегущие эти стада. Тела людей удлинены, что придает им особое изящество. Выделяются тона — бурые, черные, желтые с золотистыми переливами и красноватые. На переднем плане — рогатая танцовщица или богиня в богатом уборе. Рядом — фигуры в масках, которые, возможно, выражают какие-то магические символы. Здесь же быки, антилопы, жирафы. Луки, стрелы, колесницы, которые несутся на большой скорости, человекообразные крутоголовые существа, по всей видимости, колдуны.

Древние художники держали краски в маленьких горшочках. Горшочков было столько, сколько требовалось красок. Кисти вначале делались из волос антилопы гну, позже их начали изготовлять из конского волоса, волосы прикрепляли к палочке при помощи сухожилий. Краска разводилась на растопленном жире. Кстати, перед тем как приступить к росписи стены, бушмены-художники на небольших плоских камнях делали предварительные наброски будущей картины.

Интересный памятник неолитического искусства был обнаружен на восточном берегу Онежского озера. Это часть гранитной скалы, на которой высечены десятки фигур — лоси и олени, утки и лебеди, большие ладьи с гребцами. Интересные изображения вереницы оленей были обнаружены на скалах при впадении реки Выга в Белое море в урочище Залавруга. На утесах Лены и Ангары обнаружены изображения лосей. Они покрывают целые скалы и изображены настолько точно и жизненно, что и сейчас кажутся нам живыми и одухотворенными.

На Амуре в то время обитали оседлые рыболовы. Они жили уже не в легких шатрах — чумах, а в прочных полуподземных домах целыми деревнями. Около их поселков и в древних жилищах уцелели образцы древнего искусства, оригинального и неповторимого, как и все остальное в жизни этих племен. На огромных валунах у старого нанайского села Сакачи-Алян до сих пор видны загадочные личины — лица неведомых существ, нередко окруженные ореолом или украшенные фантастическими головными уборами. Там же на шершавых глыбах дикого камня выбиты змеи, птицы, звери, стилизованные таким же причудливым и странным образом.

В обрывистом берегу Амура около устья реки Хунгари в остатках поселения каменного века, существовавшего более 5 тыс. лет назад, вместе с каменными топорами и наконечниками стрел из кремня был обнаружен удивительный сосуд. По его ярко-малиновому лощеному фону, блестящему, как на краснолаковых вазах Древней Греции, рукой неведомого мастера были выполнены скульптурные личины, почти такие же, как на валунах Сакачи-Аляна.

Наиболее величественными и загадочными памятниками неолитической Европы являются так называемые мегалиты. Этот термин (от греческих мега — «большой» и литое — «камень») археологи используют для обозначения сооружений из громадных камней, которые находят в Западной Европе, главным образом — на атлантическом побережье от Средиземноморья до Скандинавии, а также на Кавказе.

Наиболее часто встречаются мегалиты, назначение которых определяют как гробницы. Ученые выделяют дольмены и галерейные мегалитические гробницы. В отличие от дольмена, у галерейной гробницы входной коридор и сама погребальная камера не различаются, и все сооружение похоже на галерею, выложенную из поставленных на ребро гигантских каменных плит. Как дольмены, так и галерейные гробницы представляют собой каменные камеры, над которыми возвышаются курганы. Иногда стены гробниц украшены гравированным или нарисованным орнаментом в виде лент, спиралей или линий, изогнутых под прямыми углами.

Второй разновидностью мегалитов являются менгиры — одиноко стоящие, поставленные на ребро каменные глыбы. Довольно часто эти памятники образуют целые поля, так называемые аллеи менгиров. Группы менгиров, образующие один или несколько кругов, называют кромлехами или хенджами. Наиболее известные сооружения этого типа — Стонхендж в Англии и близ Корнака в Бретани, Франция.

До сих пор точно не установлено, кто, как и для чего строил мегалиты. Предполагается, что они были культовыми сооружениями. Несомненно, что строительство таких громадных памятников, состоящих из сотен и тысяч камней весом более 30 т, требовало организации достаточно большого количества людей, что возможно только в государстве. В любом случае, мегалиты могли быть построены только в развитом обществе с сильной экономикой и развитой социальной структурой. В 1979 году французские ученые провели эксперимент, решив попробовать передвинуть подобные каменные блоки. Когда 200 добровольцев пытались тащить 32-тонную плиту на катках при помощи блоков, выяснилось, что для того, чтобы оттащить этот камень на расстояние 4 км требуется полтора месяца. Исходя из этого, историки рассчитали, что для строительства средней мегалитической лостройки требовалось более 3 тыс. человек, которых нужно было в течение довольно длительного времени снабжать продуктами питания и обеспечивать жильем.