Смекни!
smekni.com

Культура периода Ренессанса (стр. 2 из 4)

Первые десятилетия XVI века, явившиеся периодом итальянских войн – опустошительных походов иноземных завоевателей (Испания, Франция), завершились к середине столетия почти полным захватом Апеннинского полуострова. Но именно в этот период смертельной опасности раскрылись еще неисчерпанные возможности ренессансной Италии. Борьба за прогрессивные иде­алы Возрождения достигла своего высшего напряжения. Угроза порабощения страны имела своим результатом бурный рост национального патриотизма. Несмотря на затяжной экономический и политический кризис страны дух республиканизма, свойственный Италии, не угасал. И огромный общественный подъем составлял одно из главных слагаемых активного исторического фона, во многом повлиявший на развитие искусства Высокого Возрождения, которое, по выражению Е. Ротенберга, «в первую очередь, являлось художественным выражением исторической действительности самой Италии, но, как высшее воплощение культуры своего времени, оно было выражением исторической действительности и в более широком, мировом охвате» [3].

Мастера XVI столетия дали пример художника нового типа — активной творческой личности, свободной от прежних мелочных цеховых ограничений, наделенной полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это люди огромных знаний, владеющие всеми завоеваниями культуры.

Совокупность сложных условий данного исторического периода оказала свое воздействие на формирование основ итальянского Высокого Возрождения, образного восприятия художников, на изобразительный строй их произведений.

«На чашах весов» мыслителей этого времени лежит дилемма: «золотой век» или «апокалипсис» [4]. Военные смуты, грозивший раскол по инициативе Франции, турецкая опасность казались последним аккордом в кризисе, следствием которого станет лучший мир. В этих условиях становится понятно, какое огромное значение должна была иметь деятельность Юлия II.

Д.К. Арган характеризует рассматриваемый период как эпоху глубокого драматизма и контрастов не только в области религии, политики, философии и науки, но и в сфере искусства. Искусство, считает автор, не сводится просто к созерцанию и представлению о существующем порядке вещей, а является беспокойным поиском и определением собственной природы, своих целей и путей своего смысла и бытия в историческом развитии [5].

М.Т. Петров указывает на то, что в 20-х годах XVI века экономический и политический кризис в Италии развивается с исключительной быстротой. «Речь идет не только об усилившихся процессах, подрывавших все устои социальной и политической базы Возрождения, но и о чрезвычайно неблагоприятно складывающейся внешнеполитической обстановке. Взаимодействие внутренних и внешних факторов определило катастрофический характер конца Ренессанса… усиливается ощущение хаоса, сложности, трагичности действительности, ее резких противоречий с представлениями, с идеалами личности.

Разлад с окружающей средой ощущается очень остро. Завершающие драматический конец Ренессанса события накладывают печать безнадежности, пессимизма на мироощущение художников и их творчество» [6].

Ситуация во Флоренции была критической. В 90-е годы XV века произошли следующие события: смерть Лоренцо Великолепного (Медичи) (1449 - 1492), вступление в город войск Карла VIII и изгнание Медичи в 1494 году, пламенные проповеди и казнь Дж. Савонаролы в 1498 году, обусловившие беспокойную жизнь республики на пороге нового столетия, несмотря на, кажется, воцарившийся порядок при гонфалоньере Пьетро Содерини, избранном в 1502 году.

С темой «новых времен» связывалась и вторая идея, также взявшая начало в гуманистической культуре: мысль о том, что Италия снова становится центром мира. С передачей всей власти «вечному городу», в котором соединялись престол Империи и Церковь, завершалась история мира. За несколько лет до вступления на духовный престол Юлия II началось исследование памятников древности, в результате которого, множество статуй (оригиналов и подражаний древним), украсили двор Бельведер в Ватикане. Это было одной из значительных примет воскресения Рима. С восстановления церковного единовластия при Николае V акций в этом духе становилось все больше и больше. Появилась необходимость превратить Рим в величественный город, выстроенный по единому плану, тяготевшему к Ватикану как идеальному граду – своего рода, Новому Иерусалиму.

С этой точки зрения заслуживает рассмотрения и художественная политика Сикста IV. Благодаря «дару римскому народу» нескольких знаменитых произведений: античной статуи волчицы (к которой добавили изображение легендарных близнецов) и колоссальной бронзовой головы, которую папа велел поставить рядом с волчицей на Капитолии, - сформировался новый музей, служивший укреплению «римского мифа». Для всей эпохи Возрождения Капитолийский холм оставался важнейшим символом власти.

Рим предстает современным продолжением Флоренции. Именно этот союз, являющийся отличительной чертой нового века станет явным с самого начала понтификата Льва X – с церемонии на Капитолии в сентябре 1513 года в честь Джулиано Медичи [7].

Перечисленные факты позволяют считать, что, хотя воинственный понтификат Джулиано делла Ровере и требовал «триумфального» стиля, «ренессансный миф» выкристаллизовывался в Риме и определял развитие искусства в другом направлении. Утверждая свой авторитет в Риме и в Церкви, Юлий II одновременно в центральный период своего понтификата (1505-1510) намеревался создать совершенно новые основные формы для духовного искусства. Имеется в виду новый типовой храм для христианского мира – собор Святого Петра по проекту Браманте, первый камень которого был заложен 18 апреля 1506 года; новый тип мавзолея – гробница самого понтифика, проект которой был создан Микеланджело в марте 1505 года; новое «зерцало истории» - роспись потолка Сикстинской капеллы, заказанная Микеланджело в мае 1505 года и «зерцало веры» Станца делла Сеньятура, порученная Рафаэлю в 1509 году. Эти классические композиции определили римский стиль и эволюцию искусства XVI века. Они стали развитием и воплощением художественных идей, которые не смогла осуществить Флоренция.


2. Характеристика искусства Высокого Ренессанса

Характеризуя искусство периода начала Высокого Ренессанса, нельзя не упомянуть и Милан, как один из главных центров Северной Италии.

Наивысшая политическая активность Миланского герцогства приходится на конец XV века, на время правления Лодовико Моро. Именно тогда в Милане нашли применение своим силам основоположники искусства Высокого Возрождения – Браманте в архитектуре, а Леонардо в живописи. Здесь определилось истинное значение каждого из этих великих мастеров. После пребывания в Милане они обрели широкое поле деятельности и в других главных центрах Италии. Например, Леонардо да Винчи, работая в Милане, сформировал крупную художественную школу.

Культура Милана оказалась, тем самым, не­разрывно связанной с культурой Флоренции и Рима, где искусство Высокого Ренессанса достигло затем своей высшей зрелости.

Если же обратиться к завершающему десятилетию Высокого Возрождения, то в круг значительных в искусстве явлений средней Италии включается пармская художественная школа. Парма была главным городом северо-итальянской области Эмилии, присоединенной в первые десятилетия XVI века к папским владениям, местом деятельности А. Корреджо, представителя поздней фазы Высокого Ренессанса.

Б.Р. Виппер считал, что понятие Высокого Ренессанса охватывало относительно недолгий период: «… во всей чистоте мы застаем идеалы классического стиля только в узкой полосе времени, примерно от 1500 до 1520 года» [8]. Автор был убежден, что Высокое Возрождение является кульминационным моментом. Данный период не мог быть продолжительным, так как к концу XV столетия четко обрисовался и социально-экономический и политический кризис в Италии. Когда-то дееспособное и активное бюргерство превратилось в класс рантье. Рефеодализация уничтожила достигнутые ценой огромного напряжения завоевания.

Экономические центры Италии теряли свои былые ведущие позиции. В то время как большинство европейских стран приступило к национальному объединению, она осталась разобщенной и беззащитной перед опасностью иноземной агрессии (этому вопросу посвящена II-я глава работы).

«На этом безотрадном фоне, - отмечает Б.Р. Виппер, - расцветает искусство, по своей завершенности и цельности не знающее себе равных. Воистину все творческие силы нации как будто ушли в этот титанический взлет. Страстную мечту о национальном объединении, отважный патриотизм, гордое желание возвыситься надо всем миром – все это вложил народ в яркую вспышку итальянского гения. Но, не найдя опоры ни социальной, ни экономической, Высокое Возрождение быстро сошло на нет» [9].

Е.И. Ротенберг считая, что период Высокого Ренессанса представляет собой, кульминацию всей культуры Возрождения, пишет, что «хронологическая протяженность Высокого Возрождения невелика и составляет в Средней Италии всего лишь около трех десятилетий – с конца XV века и примерно до 1530 года» [10].

В нашей работе анализируется период Высокого или, по терминологии Г. Вельфлина [11], «классического» Возрождения, с конца XV столетия и до 1530 года – года трагической гибели Флорентийской республики.

Эти исторические рамки наиболее близки к представлению о периоде Высокого Возрождения как о веке безупречного классического искусства, данному Дж. Вазари, высказавшему эту мысль в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Уже в то время весь XVI век представляется Дж. Вазари разделенным на два периода, для первого из которых характерны развитие по восходящей линии с кульминацией духовной жизни и классической культуры, увенчанной фигурой Микеланджело, а для второго – упадок, представленный художниками, которые, не будучи в силах сравняться с «божественным» мастером, повторяют его манеру и формы.