Смекни!
smekni.com

Культура пореформенной России (стр. 2 из 5)

Важным событием в развитии просвещения в России стало открытие в 1862 г. Московского Публичного и Румянцевского Музея, в котором были собраны обширная библиотека, русская и западноевропейская живопись, коллекции медалей, монет, оружия и т.д. Интенсивное пополнение Румянцевского музея шло за счет постоянных пожертвований москвичей, среди которых были предприниматели и деятели культуры.

Основная заслуга в распространении просвещения, передовых педагогических идей и книг принадлежала демократической интеллигенции воодушевленной идеями служения народу. Она была еще сравнительно малочисленной. По переписи населения 1897 г. постоянным педагогическим трудом была занята 171 тыс. учителей; ученых и литераторов насчитывалось около 3 тыс., артистов и художников- 18 тыс., врачей-17 тыс., занятых книжной торговлей-5 тыс. Зато священнослужителей насчитывалось 250 тыс. Труд интеллигенции за небольшим исключением оплачивался очень низко. Особенно тяжелым было положение учителей народных училищ и школ. Большинство народных учителей получали в 4-6 раз меньше зарплаты среднего чиновника. Но демократическая интеллигенция играла главную роль в культурном развитии страны.

Наука и техника

Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества (Русское географическое общество, Русское химическое, Русское астрономическое, Русское техническое и др.). Заметным явлением в научной жизни становятся съезды специалистов (естествоиспытателей, медицинские "Пироговские" и др.). К концу века в империи выходило около 500 специальных и научных изданий (к началу 1850-х гг. их было около 60).

1860-1870-е гг. принято называть "золотым веком" русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли А.М. Бутлеров (работы в области изучения химического состава и строения органических тел), Д.И. Менделеев (открытие периодического закона химических элементов, работы в самых различных областях знания).

Европейской известностью пользовались русские математики: П.Л. Чебышев, заложивший начало петербургской математической школы, А.М. Ляпунов, АА. Марков, С.В. Ковалевская.

В области физики успешно работали А.Г. Столетов (изучение фото-электрических явлений), П.Н. Яблочков (изобретатель дуговой лампы, "свечи Яблочкова"), А.Н. Лодыгин (создание ламп накаливания), А.С. Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника). Заметным явлением в науке стали труды астронома ФА. Бредихина.

Крупный вклад в развитие биологии и физиологии внесли К.А. Тимирязев (проблемы фотосинтеза, агрономии), И.М. Сеченов (физиология и психология), И.И. Мечников (защитные свойства организма), к 1870-1880-м гг. относится начало деятельности известного русского физиолога И.П. Павлова.

Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этнографы. Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботаники, статистики обладал П.П. Семенов, прославившийся изучением труднодоступных районов Тянь-Шаня. Районы Центральной Азии были изучены Н.М. Пржевальским. Много лет отдал исследованию Новой Гвинеи Н.Н. Миклухо-Маклай.

Крупных успехов добилась в эти годы русская техника. Успешно работал в области самолетостроения А.Ф. Можайский, исследованиями в области дирижаблестроения, аэродинамики, ракетных двигателей занимался К.Э. Циолковский. Европейскую известность получили работы Н.Н. Бернадоса и Н.С. Славянова (электросварка), М.О. Доливо-Добровольского (электродвигатели), Д.К. Чернова (металлургия), С.О. Макарова (кораблестроение) и многих других русских ученых.

Заметное развитие в 1860-1890-е гг. получили общественные науки. В работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева по философии, истории, политической экономии нашли свое развитие русские материалистические традиции. Позднее, в 1880-1890-е гг. начинается период распространения марксизма в России.

Развивалось и идеалистическое направление в отечественной философии, получившее новый импульс в трудах крупнейшего представителя русского религиозно-мистического идеализма B.C. Соловьева.

Огромным вкладом в русскую историческую науку стал 29-томный труд С.М. Соловьева "История России с древнейших времен". В 1880-1890-е гг. в высших учебных заведениях читал свой "Курс русской истории" его ученик, выдающийся русский историк В.О. Ключевский.

Интерес к народной жизни, свойственный русскому демократическому движению, отразился в работах русских филологов. В 1861 - 1868 гг. В.И. Далем создается "Толковый словарь живого великорусского языка", большую известность получили работы А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского и др.

Литература

XIX век стал временем расцвета русской литературы - ведущей области духовной жизни в России. Именно в этом столетии были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. Символическим эпиграфом к истории русской культуры XIX в. стали слова Герцена о том, что "у народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры давно утраченные другими странами Европы".

К середине XIX в. реализм уже стал господствующим в русской литературе направлением. Такие крупные писатели - классики, как И.А. Гончаров ("Обломов", "Обрыв") и И.С. Тургенев ("Рудин", "Дворянское гнездо", "На кануне", "Отцы и дети" и др.) изобразили целые пласты жизни со всеми ее радостями и печалями, светлыми и темными сторонами. Высшим проявлением обличительного начала во второй половине XIX в. была сатира М.Е. Салты-

кова-Щедрина ("История одного города", "Господа Головлевы", "Сказки" и др.). Современники назвали Щедрина "прокурором русской общественной жизни". Работал он в трудных условиях. В России, пожалуй, не было другого писателя, которого так жестоко преследовала цензура. "Кожу с живого сдирают, - жаловался он, - местами ощиплют, а временем и совсем изувечат". Сатира Салтыкова-Щедрина сохраняет удивительную злободневность и актуальность.

В творчестве русских писателей первостепенным стал крестьянский вопрос. Одним из первых писателей, изобразивших жизнь крепостной деревни, был Д.В. Григорович (повести "Деревни", "Антон Горемыка"). У Тургенева в "Записках охотника" образы крестьян глубоко лиричны. Писатель показал их людьми умными, духовно богатыми. При сопоставлении крестьян с помещиками проигрывают последние. Непревзойденным певцом горькой крестьянской доли стал Н.А. Некрасов (поэмы "Русские женщины", "Мороз - Красный нос", "Железная дорога", "Кому на Руси жить хорошо"). В произведениях писателей народнического направления, пешком исходивших целые губернии, - В.А. Слепцова, Н.Н. Златовратского, Николая и Глеба Успенских предстают разные типы крестьян без всякой идеализации.

Творчество Ф.М. Достоевского (1821-1881) стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы. Сын военного врача, он закончил инженерное училище в Петербурге, некоторое время был на военной службе, но затем вышел в отставку, решив целиком посвятить себя литературе. Его первое большое произведение, роман "Бедные люди" (1846), имел шумный успех. В 1849 г. в числе прочих начинающий писатель был арестован по делу петрашевцев. На каторге он провел около четырех лет. Пребывание в Сибири описал в книге очерков "Записки из Мертвого дома" (1861). В 60-70-е гг.XIX в. появились наиболее крупные романы, принесшие Достоевскому мировую славу: "Униженные и оскорбленные" (1861), "Игрок" (1866), "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1872), "Подросток" (1875), "Братья Ка рамазовы" (1880). Его произведения пронизаны размышлениями о смысле жизни, о поиске жизненных путей. Художественный мир Достоевского населен героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями "высшей мысли". Писатель стремился к изображению "всех глубин души" человеческой. Моральному совершенствованию людей он придавал первостепенное значение, считая, что в основе общественных проблем лежат людские пороки, "нравственные слабости" человеческой натуры. Общественная позиция писателя, его неприятие всех форм революционного движения, его проповедь христианского смирения вызывала противоречивые суждения, горячие споры в среде "читающей публики".