Смекни!
smekni.com

Культура пореформенной России (стр. 4 из 5)

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружен памятник "Тысячелетие России". В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову - в Пятигорске). Менее значительный вариант этого памятника установлен в Петербурге на Пушкинской (бывшей Николаевской) улице в 1884 г.

1850-1860-е гг. ознаменовались глубокими переменами в русском изобразительном искусстве, выразившимися в тесном сближении с жизнью общества, с передовой мыслью, революционно-демократическими настроениями. На первый план выдвинулось искусство критического реализма. Этот процесс во многом предопределил открытый разрыв группы молодых живописцев с идейными установками и системой Академии художеств (знаменитый "бунт 14-ти").

В ноябре 1863 г. выпускники Академии во главе с И.Н. Крамским, протестуя против устаревших правил создания дипломных работ, отказались от конкурса на золотую медаль и покинули ее стены. Они объединились в независимую "Артель художников" и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но в 1870 г. в Петербурге появилось "Товарищество передвижных художественных выставок", имевшее вполне практические цели: устройство ежегодных выставок и их демонстрацию по городам России с распределением доходов среди членов Товарищества. В основу программы творчества передвижников были положены идеи И.Н. Крамского о большой общественной силе искусства, о необходимости правдивого отражения быта и характера народа, об интересе к человеку и его внутренней жизни. За 53 года своего существования Товарищество устроило 48 выставок.

Помимо энергии и организаторского таланта Крамского, Товарищество многим было обязано критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Последний создал одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. У него был исключительно тонкий художественный вкус. Приобретая картины, Третьяков оказывал материальную и моральную поддержку художникам. В 1892 г., когда Павел Михайлович Третьяков передал свою галерею в дар Москве, она насчитывала около 2 тыс. картин.

Передвижники работали в разных жанрах. Ведущее место в сюжетах картин заняла современная тематика, показ разных сторон народной жизни, бытовые сцены. Особенно следует отметить полотна В.Г. Перова: "Чаепитие в Мытищах", "Сельский крестный ход на пасхе", "Проводы покойника", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Тройка".

Выдающимся портретистом являлся И.Н. Крамской, создавший целую галерею образов современников: портреты Л.Н. Толстого, Д.В. Григоровича,

М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.С. Суворина, И.И. Шишкина, "Неизвестная".

Новые краски в творчестве передвижников приобрело изображение родной природы. Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан способствовали становлению национального пейзажа. В их картинах можно найти тонкий, грустный лиризм, передающий гармонию русской природы и величавую торжественность ее просторов, и раздумья над вопросами бытия. Этапным произведением русской пейзажной живописи стала картина А.К. Саврасова "Грачи прилетели" (1871). Яркий след в развитии русского пейзажа оставил А.И. Куинджи. Его картина "Лунная ночь на Днепре" вызвала настоящий фурор своим непостижимым, словно подлинным лунным светом. Замечательным мастером был В.Д. Поленов ("Московский дворик", "Заросший пруд").

К сюжетам из русской истории обращались художники Н.Н. Ге ("Петр I допрашивает царевича Алексея") и И.Е. Репин ("Иван Грозный и сын его Иван"). В их полотнах историческое событие преломляется через психологическую драму личности. Несравненным мастером эпических полотен на древнерусские сюжеты был В.М. Васнецов ("Витязь на распутье", "Богатыри").

Выдающимся историческим живописцем второй половины XIX века был В.И. Суриков, показавший историю как ход народной жизни, во всей полноте ее переживаний, конфликтов, высокого накала чувств: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин". О "Боярыне Морозовой" Стасов отозвался так: "Русская история, русский XVII век так и живут, так и дышат у него в картине". Суриков не имел равных себе в изображении народной массы как единого целого, как героя истории, не безликой толпы, а сочетания неповторимых индивидуальностей.

Выдающимся русским художником, достигшим в своем творчестве высочайших вершин, был И.Е. Репин, поражавший современников глубиной и разносторонностью таланта. Его "Бурлаки на Волге" (1870-1873) являются, пожалуй, центральным произведением русского демократического искусства 1870-х гг., выразившим стремление к созданию монументальной картины народной жизни, постижению национального характера, выражению чувства, сопереживания и протеста. Изучение простого люда, его быта и образа мыслей привело художника к созданию картины-эпопеи "Крестный ход в Курской губернии", главный герой которой — разноликая толпа народа, как бы текущая из глубины полотна. Удивительное богатство оттенков и цветовых пятен приведено здесь к единству общим серебристым тоном, передающим насыщенный пылью воздух. Репин одним из первых стал писать картины о революционерах-народниках: "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", а картину "Не ждали" Стасов назвал "шедевром исторической вечности". Репин показал себя непревзойденным мастером и в области портретного жанра: портреты Н.И. Пирогова, А.Ф. Писемского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева. К лучшим из них относится и портрет М.П. Мусоргского, написанный в четыре дня в больнице, за десять дней до смерти композитора (март 1881). Деньги, вырученные за продажу этого портрета в галерею Третьякова, Репин отдал на сооружение надгробного памятника Мусоргскому.

Особое место в русском искусстве второй половины XIX в. занимают работы художника-мариниста И.К. Айвазовского ("Девятый вал", "Черное море" и др.) и художника-баталиста В.В. Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу. Верещагин первым в мировой живописи сделал героем батальных сцен простого солдата. Циклы его картин посвящены военным действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. В своих произведениях он осудил жестокость и бесчеловечность войн. Самое знаменитое полотно Верещагина - "Апофеоз войны" (1872), изображающее пирамиду из человеческих черепов, стало как бы символом варварства и безумия войны.

Это поясняла и надпись на раме картины, которую сделал художник: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим". Выставки его работ в Европе и Америке пользовались большим успехом. В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей Александра III. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие Третьяковской галереи и Русского музея увенчало достижения русской живописи XIX века.


Заключение

Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подверглась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: строительство фабрик, рост рабочих окраин, появление на городских улицах конок и омнибусов; во многих домах, особенно магазинах, вводилось газовое освещение. Новшества проникли и в общественный обиход: уже в середине 60-х годов "везде свободно курили; студенты без формы, в статском разгуливали по бульварам с такими длинными волосами, что любой дьякон мог им позавидовать; рядом с косматыми студентами появились — это было уже совершенной новостью — стриженые девицы в синих очках и коротких платьях темного цвета". Подобные новации поражали, возмущали, но по степенно становились менее вопиющими и медленно, с большим трудом, но все же перестраивали мировоззрение людей.