Профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в области конкретной деятельности, владение необходимой в данной отрасли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе производства. Профессиональная культура находится на стыке общей культуры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе производства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культура производства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающих нужды общества. Это значит, что производимые предметы должны быть разнообразны, функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетическим видом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Кроме того, в нем отражается технология его исполнения, о многом говорят использованные материалы: все это — показатели культуры данного производства. Конечно, можно производить уникальные предметы при помощи устаревшего оборудования, ручного труда, массового применения неквалифицированной рабочей силы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичность производства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являются показателями культуры предприятия [302]. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи, созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта.
Культура быта — это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества.
На протяжении истории вещественный мир “вбирал” в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства человек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рассчитанные на долгое использование. “Дом, орудия труда, посуда и даже одежда (праздничная) служили не одному поколению” [129, с. 14]. Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его представление об их утилитарном применении, а также особенности художественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны.
Когда вещи начали изготавливаться профессионалами-ремесленниками, они стали более искусными и декоративно-украшенными, некоторые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сферы. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладывает отпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Эти особенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но и одежды, причесок, обуви. Вещественная среда “воспроизводит” всю систему культурных норм, эстетических взглядов и всей специфики определенной эпохи. Сравните основные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век). Достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, как соотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель и одежда людей каждого периода.
Возникновение индустриального производства создало мир стандартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, разновидности, они обеднили и обезличили окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к более частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску индивидуального стиля в решении вещественной среды.
Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность — дизайн (англ, design “замысел, проект, чертеж, рисунок”) и экономичность вещественной среды. Деятельность современных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, устранения в ней “предметного хаоса”. На конгрессе дизайнеров в Лондоне (1966) говорилось, что главное в организации окружающего мира — соотнесение каждого элемента с целым, организация целостной жизненной среды.
Вряд ли можно сказать, что количество или меркантильная стоимость вещей как-либо обуславливают культуру помещения, но о том, что они ее демонстрируют, можно говорить со всей определенностью. По тому, как организован интерьер предприятия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посетителям, а также об образе жизни и деятельности коллектива. Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863—1938) о том, что театр начинается с вешалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важно все: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнему интерьеру.
Другой стороной культуры быта является отношение к окружающей среде. Там, где люди позволяют себе, как бурсаки в книге Н.Г.Помяловского (1835—1863) “Очерки бурсы”, портить все, что их окружает, вряд ли можно говорить о какой-либо культуре. Даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать негативную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, неопрятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме “Репетиция оркестра” великий кинорежиссер Федерико Феллини (1920—1993) такой вандализм людей связывает с символической картиной конца света, полагая, что его главным симптомом является утрата культуры в отношении всего, что окружает человека. Однако отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрезмерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено словечко “вещизм”, характеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслуживают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более “человечной”, вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.
Физическая культура — это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом.
Очевидно, что физическую культуру не стоит связывать только с успехами в том или ином виде спорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье составляет физическую культуру. Исследования специалистов показали, что занятие каким-либо одним видом спорта, даже красивым или популярным, развивает человека слишком односторонне. Кроме того, профессиональные спортсмены подвержены также и профессиональным заболеваниям. И последнее: спорт требует постоянного увеличения нагрузок, а человек при всей универсальности своих возможностей все же конечен. Так что же, отказаться от спорта? Ни в коем случае. Мы знаем, как ценят редкие, но насыщенные минуты спортивных занятий деловые люди всего мира. Наличие физической культуры предполагает, что главная цель человека — это овладение (по возможности) особенностями своего организма, умение им пользоваться, постоянно сохраняя работоспособность и уравновешенность, адекватно реагируя на быстро меняющиеся условия жизни и труда.
В 60-е годы прошлого века у нас в стране было расхожим представление о слиянии умственного и физического труда. Очень часто это понималось по аналогии с известными строками В. В. Маяковского (1893-1930):
Сидят папаши.
Каждый хитр.
Землю попашет,
Попишет стихи.
(Поэма “Хорошо!”, гл. 19)
Многие не замечали скрытой иронии в этих стихах, поэтому в обыденном сознании и укрепилось такое примитивное представление. Настоящее единство умственного и физического труда возможно лишь тогда, когда физическое здоровье, выносливость, умение владеть собой позволяют сохранить высокую работоспособность в умственной деятельности независимо от внешних факторов, а умственная деятельность определяет эффективность физического труда.