НОУ ВПО СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Омский филиал
Факультет: Государственной службы и менеджмента
Специальность: Менеджмент организаций
Предмет: "Культурология"
на тему: "Культура просвещенного абсолютизма"
г. Омск – 2007 г.
Содержание
Введение
Общая характеристика
Влияние французской культуры
Просвещенный абсолютизм
Заключение
Список литературы
Введение
Рассматривая данную тему, следует заметить, что культура абсолютизма в России прошла несколько этапов. Если ее возникновение и становление тесно связано с именем Петра I и Феофана Прокоповича, то расцвет приходится на царствование Екатерины Великой, духовной восприемницы идей Петра, т.е. на вторую половину XVIII столетия. Именно это время вошло в историю отечества под названием эпохи просвещенного абсолютизма.
Общая характеристика
Давая общую характеристику культуры просвещенного абсолютизма в России, необходимо отметить наиболее важные результаты этого времени, не исключая и недостатки. Известный российский историк Карамзин, а позднее и Ключевский, достаточно высоко оценивали роль Екатерины в развитии всех сфер жизни отечества. Ее царствование, по их мнению, это эпоха, которая имела продолжение и после смерти императрицы. Она оставила после себя «энтузиастическое» впечатление в общественном сознании потомков и духовном климате общества. Развитие культурной сферы определялось во многом индивидуально-личностными качествами императрицы Екатерины, которая, став женой Петра III, попала в сложное положение при русском дворе: не очень любящий муж и тетушка Елизавета, ставшая в старости своенравной тиранкой. Поэтому ее жизненной нишей стало уединение, а любимым занятием – чтение: сначала беспорядочно-неразборчивое, а затем обращение к высоким образцам мировой философской мысли: «Анналы» Тацита, «О духе законов», труды Вольтера. Стремление Екатерины к самообразованию и самосовершенствованию заслуживают, безусловно, положительной оценки. Желание стать вровень с лучшими умами Западной Европы и художественными достижениями века привело императрицу к необходимости стимулировать и поощрять определенным образом развитие образования, науки, техники и искусства в российском государстве.
Бесспорно, императрица была образованным человеком, умеющим не только воспринимать и усваивать плодотворные идеи других, но и быть генератором собственных. В своих предпочтениях она тяготела более к гуманитарным наукам (философии, истории, педагогике) и художественному творчеству. Что касается философии, то она читала в подлинниках Вольтера, Даламбера, Дидро, вела с ними довольно оживленную переписку, встречалась с Дидро, гостившим в Петербурге, купила для России ценнейшие библиотеки Вольтера и Дидро.
В отношении исторической науки известно, что ее перу принадлежит житие Сергия Радонежского. Для своих внуков она начала писать историю России с древнейших времен и в связи с этим стала изучать летописи. Кроме этого оставила автобиографические записки о времени и о себе. Ее вклад в педагогику связан с составлением педагогических инструкций и созданием нравоучительных сказок. Наряду с этим Екатерина II заняла видное место среди писателей XVIII в. как автор политических памфлетов, пьес, в частности, «Исторического представления из жизни Рюрика и Олега. Подражание Шекспиру», переводов для российских журналов, например, знаменитого труда древнегреческого историка Плутарха («Жизнь Алкивида» – крупнейшего афинского стратега времен Пелопоннеской войны). Знание нескольких языков привело императрицу к идее создать сравнительный словарь языков.
Таким образом, можно сказать, что Екатерина II явилась во многом преемницей Петра I и в отличие от него сама была человеком просвещенным с выраженными качествами не только политического, но и духовного лидера.
Влияние французской культуры
Культура просвещенного абсолютизма в России впитала в себя влияние французской культуры не только на уровне императрицы и ее ближайшего окружения, но и определенным образом повлияла на состояние духовного климата общества, в котором тенденция украшать себя новомодными французскими платьями, прическами, шляпами сменилось украшением ума, главным средством которого стало изящное чтение. Проводниками высокой французской культуры просвещения стали гувернеры второго привоза (французские республиканцы). За время от Петра I до Екатерины II в дворянской среде сменились три направления в образовании и воспитании. Как известно, Петр I принуждал учиться дворян новым техническим знаниям и специальностям, при его дочери Елизавете Петровне дворяне ориентировались более на усвоение французского великосветского этикета, Екатерина же создала условия для достаточно широкого знакомства русской сословной знати и богатых торговых и купеческих людей с гуманитарной культурой: философией, историей, литературой и искусством. Но как ни старалась императрица противостоять внедрению в сознание людей прогрессивных революционных идей, они все-таки постепенно пускали свои корни в российской почве. Этому содействовали не только привозимые из Европы в Россию книги, но и иностранцы-гувернеры и путешественники, а также наши соотечественники, побывавшие в различных странах мира. В XVIII в. путешествие превратилось в особый инструмент познания, в котором воедино были слиты эмоциональное и рациональное начало. Путешествие дало возможность составить собственное мнение о жизни и нравах других народов.
Внедрение прогрессивных революционных идей в сознание передовых представителей общественно-политической мысли России привело к тому, что она раскололась на официальную и альтернативно-критическую. Основным вопросом общественно-политической мысли остался вопрос о самодержавии. Под влиянием французского рационализма и идей Просвещения крепла критика феодальных форм государственного правления, появлялись и обосновывались идеи необходимости ограничения самодержавной власти императора. Наряду с господством идеи «мудреца на троне» возникает и противоположная: «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому существу состояние». Мысль эта принадлежала Радищеву, автору оды «Вольность» – первого революционного стихотворения России, которого после выхода книги «Путешествие из Петербурга в Москву» императрица назвала «бунтовщиком хуже Пугачева». По ее личному приказу Радищев был заточен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни, но под напором общественного мнения помилован и сослан на 10 лет в далекий сибирский острог Илимск. Можно сказать, что Радищев был одним из первых политических диссидентов и узником совести в Российском государстве.
В вопросе критики крепостничества и феодального абсолютизма смыкались прогрессивные представители просвещенных дворян и русского крестьянства. После подавления пугачевского бунта сатирические журналы Н.И. Новикова («Трутень», «Кошелек», «Живописец») активно критиковали крепостничество как социальное зло, но призыва к свержению еще не было. Новиков ждал преобразований сверху. В 1792 г. он был арестован, заключен в Шлиссельбургской крепости и вышел оттуда через 4 года совершенно сломленный духовно и физически.
Так крепла традиция преследования политического инакомыслия, начатая в России Иваном Грозным, поддержанная патриархом Никоном, Петром I и последующими российскими самодержцами. В это же время в общественном сознании и духовной культуре передовой дворянской интеллигенции проникают и получают распространение идеи масонства, окрашенные просветительским утопизмом.
Просвещенный абсолютизм
В рамках культуры просвещенного абсолютизма происходит осознание необходимости упорядоченности лексических норм русского литературного языка. Ломоносов пишет сочинение «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.). Позднее в 1783 г. в Петербурге была создана Российская Академия, целью которой стало изучение языка и словесности, а впоследствии создание толкового словаря и грамматики. На этом же этапе происходило формирование русской научной терминологии. Наука впервые заговорила на родном языке – это стало историческим событием в духовной культуре страны. В дальнейшем процесс шлифования языковой национальной культуры происходил в творчестве русских писателей-сентименталистов и прежде всего Н.М. Карамзина, который выдвинул принцип: «Писать как говорят, говорить как пишут, чтобы совершенно уничтожить язык книжный».
Во второй половине XVIII в. была создана целая сеть закрытых сословных учебных заведений для детей дворян, духовенства, купечества, разночинства и солдат. Каждое из сословий получило свой тип учебных заведений. Как и прежде, особым преимуществом пользовались дворяне. Ранее открытый для юношей-дворян шляхетский корпус был преобразован в следующие: сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский. Наряду с этим при Московском университете был открыт Благородный пансион.
Дети духовенства имели право обучаться в духовной семинарии и академии. Купеческие наследники могли получить образование в коммерческих школах и, наряду с выходцами из разночинства и солдатскими детьми, в Академиях художеств, горных, медицинских, штурманских, водоходских, ремесленных школах. Кроме того, солдатские дети имели возможность поступать в специальные солдатские школы, где готовили унтер-офицеров. Эти школы практически были единственным каналом получения образования представителей этой социальной группы. Кстати сказать, из солдатских школ вышло много будущих ученых, просветителей, представителей искусства.
Касаясь характеристики положения отечественной науки, следует подчеркнуть, что особое развитие продолжают получать естественные области знания, основы которых были заложены еще М.В. Ломоносовым и поддержаны его последователями.