Смекни!
smekni.com

Культура России XVIII в. (стр. 2 из 2)

Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями, а также Кронштадт и Екатеринбург на Урале. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.

Творения В.П. Баженова отличаются смелостью композиций, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей (дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова – самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге).

По проектам М.Ф. Казакова (1738-1812) были построены: Сенат Московского Кремля, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец, Дворянское собрание.

И.Е. Старов (1745-1808) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора, Александро-Невской лавры и Таврического дворца.

Архитектура и строительство XVIII века и сегодня являются не только украшениями русских городов, но шедеврами мирового значения.

Изобразительное искусство. В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер.

В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (ок. 1690 – 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета - общепонятный и вполне неповторимый (портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны, портрет Г.И.Головкина).

Портреты А. Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик (Автопортрет с женой).

Крупнейший портретист того времени Д.Т. Левицкий (1735-1822) создал великолепную серию парадных портретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов.

Творчество В.Л. Боровиковского (1757-1825) отличает сочетание декоративной тонкости и изящества с верной передачей характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа (портрет М.И. Лопухиной).

В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния, появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин и другие. Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.

В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. В его основе – частное собрание картин западноевропейских мастеров Екатерины II. В Эрмитаже также устраивались спектакли, музыкальные вечера.

Театр. Музыка. Балет. В 1702 году по велению Петра был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. В начале XVIII века продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I. Петровский официальный театр распался на несколько театров.

В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актерские труппы, но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъёмом национального самосознания.

В 1780 году в Москве был открыт Петровский театр, где разыгрывались драматические, оперные и балетные спектакли.

В конце XVIII века возник крепостной театр – дворянские театры с труппами из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых и Юсуповых). В историю русского театрального искусства вошли имена крепостных актёров П. Жемчуговой, Т. Шлыковой-Гранатовой, М. Щепкин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные группы. Для подготовки танцоров придворные балетные группы в 1738 был утвержден проект (Собственной Её Величества танцевальной школы). В 1741 году дочь Петра I Елизавета издала указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком Петербурга, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. Известными артистами балета были И.Еропкин, В.Балашов, Г.Райков. Первые русские балетмейстеры Балашов и Райков ставили в Москве комические балеты и дивертисменты. Ведущей московской танцовщицей была А. Собакина.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. В последней трети XVIII века формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением стала мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина. Ведущим музыкальным жанром становится опера (Д.С Бортянский – «Сокол», «Сын-соперник»).

На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский, написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся» долгое время был русским национальным гимном.

В XVIII веке русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления - реалистическая бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический, исторический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля московского барокко в зодчестве; приближение изображения к оригиналу в живописи, появление парсунной живописи; проникновение светских мотивов в музыку и, наконец, появление нового вида искусства – придворного и школьного театра.

Итоги историко-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества Русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры – первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

Развитие культуры России XVIII века подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX веке, ставшей неотъемлемой частью мировой культуры.


Список используемой литературы.

А.Н. Маркова « История мировой культуры. Культурология» Москва 2003

А.Н. Маркова «Культурология» Москва 2007

Г.В Драч «История мировой культуры» Ростов-на-Дону 2005

Б.А Рыбаков «Очерки русской культуры» Высшая школа МГУ 1990 г.

В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, М.Р. Зезина «Культура России IX-XX вв» Москва 1996.