Смекни!
smekni.com

Культура России ХХ века (стр. 4 из 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В силу специфики российской истории и, в частности, наличия в об­ществе принципиально от­личных друг от друга соци­ально-экономических укла­дов и социокультурных слоев, осознание необходимости преобразований происходит, как правило, очень непросто. Ключевский подчеркивал, что особенностью стран, отстав­ших от передовых держав, является то, что «нужда ре­форм назревает раньше, чем народ созревает для рефор­мы». В России первыми понимали необходимость реформ интеллигенция или отдельные представители господствую­щей элиты, испытавшие на себе определенное влияние за­падной культуры. Однако в силу инертности подавляющей части общества и отчужденности государственной власти идеи реформ, как правило, распространялись крайне мед­ленно. Это, в свою очередь, нередко провоцировало их ра­дикальных сторонников на антиправительственные вы­ступления или, по меньше мере, на пропаганду. Подавле­ние этих движений (например, декабристов и народников в XIX в., диссидентов в прошлые десятилетия) лишь вызы­вало обратную реакцию и отдаляло реформы.

Вместе с тем, идея необходимости преобразований по­степенно проникала в умы государственных деятелей и именно государство начинало реформы. Отсюда огромное, решающее значение для судеб преобразований имела по­зиция верховной власти: царей, императоров, генсеков, а ныне, и президентов. Отдельные из них были в числе пер­вых, кто осознал и начал реформы. Это, конечно, Петр Ве­ликий, а отчасти и Александр I. Однако последний, воз­можно, как и его бабушка — Екатерина II, не рискнули по­добно Петру I поставить на карту собственную судьбу и начать радикальные преобразования, ломая сопротивление и апатию правящей элиты, да и в значительной мере — народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев Н. Человек и машина: Проблема социологии и метафизики техники //Вопросы философии. 1989. №2.

2. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1 – М., 1994

3. Библер В. Культура. Диалог культур //Вопросы философии. 1989. № 6

4. Гуревич П. Философия и культура. М., 1994

5. Горький М.Несвоевременные мысли. – М., 1990

6. История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М., 1993

7. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. Соч. Т.41

8. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр.соч. Т.41

9. Тоталитаризм и культура//Вопросы литературы. 1992. Вып. 1

10. Культурология XX век: Антология. М., 1995

11. Сноу Ч. П. Две культуры. М., 1973

12. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

13. Хабермас Ю: Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. - М.,1992


[1]Библер В. Культура. Диалог культур //Вопросы, философии»:.1989. № 6

[2]Померанц Г. Диалог культурных миров //Ли­ки культуры: Альманах. Том первый. М., 1995

[3]ЛенинВ. И. Партийная организация и пар­тийная литература. Поли. собр. соч. Т. 41. С. 104.

[4] Там же.

[5]Ленин В. И. О пролетар­ской культуре. Т. 41. С. 337

[6]Ленин В. И. О международном и внутреннем положении Советской республики. Т. 45. С. 13

[7]Ленин В. И. Проект программы нашей партии. Т. 4 С. 220

[8]Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1.М.,1994.С.250