На протяжении 1918–1922 гг. Витебск стал одним из центров художественной жизни республики, там действовало художественное объединение «УНОВИС», организованное известным художником-супрематистом К. Малевичем, плодотворно работали М. Шагал, Э. Лисицкий и др. В 1923 г. было создано литературное объединение «Молодняк». К лучшим произведениям белорусской литературы и драматургии этого периода можно отнести поэмы Я. Купалы «Неназванное», Я. Коласа «Новая земля», М. Чарота «Босые на пожарище» и др. Начал свою деятельность в 1920 г. Белорусскийгосударственный театр под руководством В. Голубка в Минске, а в 1926 г. – БГТ в Витебске. Были поставлены первые советские оперы «Освобождение труда» (1922) М. Чуркина, «Тарас на Парнасе» (1927) Н. Аладова.
По мере свертывания нэпа и установления тоталитарного режима И. Сталина стало меняться отношение к белорусизации, интеллигенции и проблемам национальной культуры в целом. С весны 1930 г. начинаются аресты видных ученых, писателей, деятелей культуры, которых обвиняли в «нацдемовщине». Академия наук в результате проведения массовых репрессий лишилась 100 ученых.
Было введено всеобщее и обязательное начальное образование и, несмотря на то, что доля грамотных людей постоянно возрастала (80% в возрасте от 9 до 49 лет), она не обеспечивала стабильности культурного прогресса. К 1940 г. в БССР насчитывалось 67 академических и вузовских научных учреждений, в которых работало 2200 научных сотрудников, в том числе 28 академиков, многие из которых были широко известны: Н. Петрович (экономика), В. Пичета (история), И. Некрашевич (физика), А. Жебрак (биология) и другие.
Мы видим, что с началом беларусизации, происходит бурное внедрение белорусского языка в сферу образования, а также в другие смежные сферы, что положительно сказывается на динамике роста и укрепления белорусского языка на территории республики.
3. Достижение и противоречие национальной культурной политики в 1920-1940 гг.
Для укрепления суверенитета молодой Советской России и стабилизации внутреннего положения наX съезде РКП(б) в 1921 г. были приняты решения о содействии партии национально-культурному возрождению угнетенных наций былой Российской империи. Поэтому новая политика большевиков, поддержанная официальной властью БССР с 1924 г. по 1929 г., получила название «белорусизация». В БССР коммунистическая партия большевиков была вынуждена считаться со сложным политическим обстоятельствами становления белорусской государственности, передачей Западной Беларуси в состав Польши по окончании советско-польской войны и незавершенным процессом национально-территориального строительства. Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусской государственности через формирование у местного населения высокого уровня национального самосознания, которое должно было основываться на возрождении и развитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания по ликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусский язык обучения, организовывалась научно-исследовательская работа и создавалась система высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственной белорусской интеллигенции в партийном, государственной, научной и культурной сферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты.
В 1920-1930-е гг. на Беларуси под знаком борьбы с «религиозным дурманом» стала проводиться политика воинствующего атеизма. Были арестованы сотни священников, преданы огню тысячи церковных книг и икон, уничтожались храмы и монастыри. Так, в Могилеве под предлогом «социалистической реконструкции города» только за одну ночь было взорвано 9 культовых ансамблей, как католических, так и православных. На территории Западной Беларуси, входившей в состав польского государства, шла борьба за сохранение и открытие новых белорусских школ («Товарищество белорусских школ»). Просветительской деятельностью в Вильне занимались браться И. и А. Луцкевичи, В. Ластовский, написавший «Историю белорусской книги», М. Горецкий, создавший «Хрестоматию белорусской литературы», «Историю белорусской литературы», «Русско-белорусский словарь». Большой популярностью пользовалась «Грамматика» Б. Тарашкевича.
Да, бесспорно и то, что беларусизация привела к возвышению на территории республики белорусского языка, самобытности, культуры, белорусского этноса, но в тот же момент, нельзя не отметить и тот факт, что вышесказанное было временным воздействием, так как дальнейшие репрессии и отход от белорусского под воздействием Сталинской политики привели спаду и прекращению прогрессии в какой-то степени процесса беларусизации. Противоречия понятны при понимании того, что белорусизация была отброшена от своих начальных этапов и целей в угоду политических взглядов на республику большевиков.
Заключение
Культурология – наука сравнительно новая, сформировавшаяся как самостоятельная дисциплина только в XX веке.
Далеко не в каждом толковом словаре можно найти расшифровку этого понятия. На фоне стремительно возрастающего числа новых научных дисциплин, обусловленного информационным «взрывом», се появление прошло практически не замеченным, по крайней мере, среди специалистов естественнонаучного направления. Реакцией на нововведение в учебных заведениях было скорее легкое недовольство – опять возрастает нагрузка на студентов и, следовательно, необходимо уменьшать число часов на другие дисциплины. Однако культурология – это случай особый.
Дифференциация наук – естественный процесс, обусловленный непрерывным и экспоненциальным ростом знаний человека о природе и ограниченной возможностью человека их усваивать. Когда-то наука была единой, включая в себя то, что стало впоследствии физикой, химией, биологией, историей и т.п.
Со временем и эти научные дисциплины разделились на множество самостоятельных дисциплин и конца этому делению не видно. Несомненно, процесс этот носит прогрессивный характер. Появляется возможность вооружить специалиста более глубокими знаниями по тем вопросам, которые он должен рассматривать. Дифференциация не может продолжаться бесконечно. На новом витке развития человека снова появляется потребность в интеграции наук, в научной дисциплине, которая бы их объединяла.
И самым подходящим претендентом на эту роль является культурология. Понятие «культура» включает в себя всю совокупность знаний человека об окружающем его мире и самом себе, все, что человек познает и создает. Таким образом, наука о культуре более естественным образом предназначена выполнять ту функцию интегратора, которую в какой-то мере узурпировала философия, поскольку последняя рассматривает только теоретические аспекты научного познания, игнорируя прозаические вопросы практики.
Также нельзя не упомянуть и то влияние, которое оказывала НЭП на территории Беларуси, и в связи с этим и характер воздействия на культурное строительство в республике.
Новая экономическая политика позитивно повлияла на развитие промышленности. Экономический комплекс республики сформировался в результате двух укрупнений территории БССР.Присоединение Витебщины в 1924 г. и Гомелыцины в 1926 г. увеличило мощность промышленности количественно, но качественные показатели ее были крайне низкими. Вплоть до 1926 г. для промышленности были характерны физическое и моральное старение основных фондов, техническая отсталость, низкий уровень производительности труда и квалификации работников, высокая себестоимость продукции, нехватка специалистов. Тем не менее, постепенно налаживались нормальные производственные процессы. Была восстановлена половина крупных промышленных предприятий, действовавших до первой мировой войны.
Мы видим, что культурное строительство Беларуси после октября 1917 года, безусловно, подпадало под влияние как экономических, так и политических факторов.
В общем, культура Светского периода привнесла свой плоды в культурное строительство Беларуси в виде литературных, художественных, скульптурных и других произведений искусства и книгопечатания.
Источники использованной литературы
1. Культурология: учебное пособие / З.А. Неверова – 2-е издание, – Мн.: Высшая школа, 2005 – 368 с.
2. Культурология: учебное пособие / С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.: Мн.: ТетраСистемс, 2004 – 496 с.
3. Культурология: учебное пособие / З.А. Неверова – 2-е издание, – Мн.: Высшая школа, 2005 – 368 с.
4. Культурология: учебное пособие / С.В. Лапина, Е.М. Бабосов, А.А. Жарикова и др.: Мн.: ТетраСистемс, 2004 – 496 с.
5. Культурология Под редакцией А.С. Неверова. 3-е издание. Минск «Вышэйшая школа» 2007 – 119 с.
6. Учебный курс по культурологии. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1999 г.
7. Учебный курс по культурологии. Ростов‑н/д.; Издательство «Феникс», 2000 г.
8. Очерки истории Государства и права Республики Беларусь. (1917–1995 гг.). Мн.: ТПА «Форум»., 1995. С. 256–262.
9. История Белорусской ССР. – Мн., Вышэйшая школа. 1987.-536c.
10. Юхо I.A. Kapoткi нарыс гiсторыi дзяржавы i права Беларусi. – Мн. Беларусь, 1998.-124c.
11. Адраджэнне: Гiстарычны альманах. – Мн. Беларусь, 1995.-321 с.
12. Гiсторыя Беларускай ССР. Т. 4. – Мн. Вышэйшая школа, 1975.-725c.
13. Документы и материалы по истории Белоруссии. Т. 3. Мн. Асвета, 1999.-428c.
14. Нарысы гiсторыi Беларусi. Ч. 1–2. – Мн., 1995.-627c.
15. Становление и крушение однопартийной системы в СССР: 1917–1991. – Гомель. 1995.-237c.
16. Мельник В.А. Об идеологии белорусской государственности. – Мн. Амалфея, 1996.-411c.