Этим автор видит заслугу князя Владимира и его сына Ярослава, продолжившего дело распространения новой веры. При этом дохристианское прошлое Руси не выглядит «темными веками». Напротив, он подчёркивает, что Владимир, его отец князь Святослав 1 Игоревич (945-972г.г.), и дед его князь Игорь (912-945г.г.) «не в худой и неведомой земле владычествовали, а в Русской, которая ведома и слышима во всех четырёх концах земли».
Во второй половине 11-начале 12вв. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе, «Житие» игумена Феодосия Киево-Печерского монастыря, написанное монахом этого же монастыря Нестором. В начале 12 в. в Киево-Печерском монастыре создаётся выдающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет». Его автор – монах Нестор. В «Повести…» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как две части: славянской и всемирной. Нестор использовал ряд переводных византийских источников (в наибольшей степени «Хроники Георгия Амартола»). Из отечественных источников он использовал «начальный свод» - устные легенды об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других.
«Повесть…» начинается с рассказа о расселении славян по Европе и их взаимоотношении с другими народами. Также повествуется о возникновении государства Руси, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в «Повести…» события второй половины 11-начала 12вв.
В одну из рукописей, сохранивших текст «Повести временных лет» - Лаврентьевский список, были включены произведения, принадлежащие руке Владимира Мономаха. Среди них «Поучение», которое состоит из двух частей: собственно «Поучение детям» и, перечня «путей» - походов
и поездок, которые Мономах совершал в течение всей своей жизни. Рядом помещено послание Владимира Олегу Святославовичу, написанное в разгар усобиц 90-х годов 11 века, после гибели в бою с Олегом сына Мономаха Изяслава. Произведение Владимира Мономаха является не только ценным историческим источником, но и ярким литературным памятником, дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества.
В начале 12 века продолжилось развитие этического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца 11-начала 12вв. В них в изменённом виде встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан – Тугарин Змеевич; Шарукан – Шарк Великан; Кудреван; Сутра – Скурла). К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алёше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом его героя явился приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятиниг).
Для русской духовной культуры середины 11-13 вв. характерно становление «полицентризма» - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров
Получает дальнейшее развитие летописание. Если в 11-начале 12вв. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то
последующий период летописания ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: в Киеве, Чернигове, Переславле, Владимире - на-Клязьме, Галиче, Новгороде, Смоленске, Полоцке. Но эти летописи не велись на региональном уровне, а освещали историю и культуру всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец 13в.); Северо-Восточной Руси – Лаврентьевская летопись и летопись Переславля-Суздальского (13в.).
В конце 12в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам мировой средневековой литературы – «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году в Новгород. Его войско было разбито, а сам Игорь пленён. «Слово о полку Игореве» дошло до нас в рукописном виде, созданном в 1188 году. Но основной текст был написан в 1185 году, вскоре после бегства Игоря из плена. Основная идея «Слова…» - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности.
«Слово…» - это яркий памятник истории и культуры Руси. Но характерно и то, что «Слову…» до сих пор не удалось найти прямых жанровых аналогий.
Не менее велики образы «плача Ярославны» на городской стене в Путивле. Путивль – город на реке Сейм, притоке Десны. Во второй половине 12 века Путивль был стольным городом одной из линий черниговского княжеского дома. Город Путивль и сейчас там, но только в Сумской области. В нём до сих пор действует множество храмов и стоит памятник жене Игоря – Ярославне.
В 11-13 вв. развивается каменное строительство храмов, княжеских дворцов. Появляется церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины 11-столетия – соборы св. Софии в Новгороде и Спасский собор в Чернигове; Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице под Новгородом; Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.
Каких-либо серьёзных достижений в области материальной и духовной культуры 13века после татаро-монгольского нашествия не сохранилось. Со второй половины 13 в. до нас дошло незначительное количество летописей. Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других мест. Однако в это время продолжает развиваться народное творчество. В монастырях не прекращалась работа по восстановлению утраченного литературного наследия.
С начала 14 века наметился новый подъём культуры на Руси, который продолжался в 14-15 вв. Практически во всех крупных городах (Москва, Новгород, Ростов, Тверь, Псков и др.) расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища. В монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось всё больше. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличие высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. Наряду с ними появились и новые легенды, например, «Сказание о граде Китеже» - городе ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, но не сдавшимся врагам. В 14 веке дорогой пергамент стал заменяться бумагой. В обиход входит более беглое и свободное письмо – полуустав.
С 14 века летописи вновь становятся всё более подробными и по содержанию и по культурной направленности. Они ведутся почти во всех крупных городах, но постепенно центром летописания становится Москва. В1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в Московском пожаре 1812 года. В 1442году появился первый русский хронограф, составленный Пахомием Лагофетом. В нём рассматривалась и всемирная и русская история.
Одним из самых распространённых жанров были исторические повести, «хождения» (путешествия). Выдающимся памятником русской культуры 15 века было «хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.
Широкое распространение получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть об Александре Невском.
Подъём русской культуры в 14-15 вв. нашел яркое выражение в архитектурном творчестве этого периода. В Новгороде в 14 веке были построены Ковалевская и Волотовская церкви, имеющие фресковую роспись. В это время, с помощью итальянских мастеров, были возведены стены Кремля, за которыми построены дворцы великого князя и митрополита; здание государственных учреждений и монастыри. Был сооружен главный собор Кремля – Успенский. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Возведены Благовещенский и Архангельский соборы, построена Грановитая палата. Москва и Московский Кремль стали своеобразным символом сложившегося государства.
Русская живопись 14-15 вв. тоже поднялась. Феофан Грек расписывал Московские и Новгородский церкви.
Подъём русской культуры отражал развитие великорусской народности.
Заключение.
Войнами дыбились эти года,
стрелами черными в небе летели.
Споры и ссоры. А им то когда
Будет конец? Как они надоели!
В.В. Родионов.
Итак, Киевская Русь (9-12 вв.) – общество военной демократии, страна торговли и городов. В сущности это ранее средневековое общество, в котором свободные личности являлись преобладающей социальной категорией.
Однако с середины 12 века здесь усилились центробежные силы, что привело к феодальной раздробленности Руси, которая в начале 13 века была порабощена Золотой Ордой.
Во второй половине 13-14вв. московские князья начали процесс собирания земель и укрепление своей власти. Этот процесс завершился на рубеже 15-16 вв. образованием мощного единого российского государства, которое было признано во всём мире.
В течение 9-15вв. начиная с Киева и до Москвы шло развитие культуры.
Центром её развития были Москва, Киев, Новгород, Псков и другие. В них концентрировалась вся духовная культура. Русская культура встала в один ряд с Византийской, Европейской и другими мировыми культурами.
Не могу не сказать немного о Византии. Византия (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство 4-15вв., образованное при распаде Римской империи и её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица – Константинополь.
Исходя из всего выше сказанного, культура средневековья актуальна и в наше время. Образы выдающихся личностей того времени были и остаются героями художественных и анимационных фильмов, художественной литературы и т.д. и т.п.