Федеральное агентство по образованию
Пензенская государственная технологическая академия
Контрольная работа по дисциплине
«Культурология» на тему:
«Культура средневекового города»
Выполнила студентка
группы 06ПЭ1з
Сагарева Марина Евгеньевна
Проверила КИН,
доцент кафедры
« Философии» Кольчугина С.В.
440034 г. Пенза, ул. Металлистов 1-18
Тел. 32-49-67
Пенза 2006 год
Введение №1.
Общество – это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. На их основе люди вступают в общественные отношения. Система общественных отношений представляет собой единство:
Духовных отношений | Экономических отношений |
Политических отношений | Социальных отношений |
Все они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
В основе развития человека и общества находится труд.
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Есть такие понятия как «культура труда» и «труд-это культура». Другими словами «труд и культура» стоят в центре развития общества. А теперь скажем что же такое культура.
Культура (от латинского – означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Уровень, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура). В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.
В своей работе я остановлюсь на культуре «Руси» в эпоху средневековья (9-15 вв.) в центре которой стоял город. Культура «Руси», как и культура других народов, впитала в себя и общечеловеческое, и своё особенное, многовековое, временное. Здесь воедино слились Киевская Русь (9-12вв.), и формирование и возвышение Московского государства (13-15вв.). Здесь мы видим и мировую цивилизацию и самобытность. Но в центре стояла, стоит, и будет стоять самобытность «Руси» и «России».
Введение №2.
Тема: «Факторы самобытности русской истории»
Точек зрения на проблему самобытности русской истории в целом и культуры в частности очень много.
1. К. Маркс – начал изучать «Русь» с книг А. Бакунина (об анархизме).
2. В.И.Ленин – «Русского мужика пока сорок раз не обругаешь, тридцать раз не изматеришь, не одну вещь толком не сделает. Но если начнет делать – не остановишь».
3. И.П. Павлов – «Мозг русского человека устроен так, что он верит только слову, а на остальное ему наплевать». Эта цитата актуальна и на сегодняшний день.
4. Ф.И.Тютчев – «Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить».
4. И.А.Ильин – «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар до великой войны двадцатого века».
5. В.О.Ключевский – «История России это история страны, которая колонизируется».
Их ещё множество, но их можно свести в три основных:
· Первая – однолинейность мировой истории.
· Вторая – многолинейность исторического развития (Россия – славянская цивилизация).
· Третья – пытается примирить первые две.
Итак, представители трёх подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Но все они указывают на некоторые мощные факторы, под влиянием которых история России значительно отличается от истории западных обществ. Есть четыре фактора:
1. Природно-климатический фактор. Из множества элементов укажем только на один. У нас сельхозработы занимали всего 125-130 рабочих дней в году (с середины апреля до середины сентября). На Западе в ряде стран сельхозработы прерывались в декабре-январе. В Южных странах сельхозработы велись круглый год.
2. Геополитический фактор. Геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:
· Обширная и слабозаселённая территория;
· Не защищённая естественными преградами граница;
· Оторванность на протяжении длительного времени от морей и морской торговли;
· Речная сеть – единственное благо;
· Промежуточное положение между Европой и Азией.
3. Религиозный фактор.
Все выше перечисленные факторы сформировали:
· Тело России
· Темперамент
· Навыки
· Привычки
· Быт
· Обычаи
· Семью
· Запад шел через Рим – «католизм», Россия – через Византию – «православие». А в целом это христианство, которое воспитало душу.
В Европе – спасение человека в активной экономической силе, в гражданском обществе.
В России - политический путь спасения: царь, Генсек и КПСС, президент и Единая Россия.
4. Фактор социальной организации.
Специфические элементы социальной организации в России:
· Община, артель, товарищество и т.д.;
· Государство, общество, личность не разделены, а взаимопроникаемы, целостны, соборные.
Если соединить общее и частность, то следует сказать, что крещение Руси, как считают многие историки и культурологи, стало началом истории русской культуры. До этого было язычество с его множеством божеств, что естественно препятствовало усилению Киевской Руси. И Киевский князь Владимир 1 (его жена Анна сестра византийского императора) принял православие и в 988 году крестил киевлян в Днепре.
Следует отметить историческое значение принятия «Русью» православия:
· Православие – духовная основа русской культуры;
· Формирование христианской морали русского народа;
· Появление монастырей – центра образования и культуры;
· Появление русской иконописи;
· Рассвет церковной архитектуры;
· Возникновение летописания и распространение религиозной литературы.
Но Киевская Русь была раздробленной. К концу 13в. были десятки удельных княжеств, которые враждовали друг с другом. Наиболее ожесточенная борьба была между князьями Твери и Москвы. Объединение завершилось при Иване 3 (1462-1505 гг.). Центром стала Москва. «Москва – третий Рим» - союз власти и церкви.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение № 1
2. Введение № 2 на тему: «Факторы самобытности русской истории»
3. Основная часть «Культура средневекового города»
4. Заключение
5. Список литературы
Культура средневекового города.
В любом государстве, в любом столетие если был город, то была и деревня. Они были тесно связаны экономически, политически, социально и духовно.
Прежде чем говорить о культуре средневекового города мы кратко скажем, что такое город и что такое деревня.
Город, населённый пункт, достигнувший определённой людности (критерий которой различен, обычно не менее 2-5 тысяч жителей) и воплощающий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции.
Деревня, населённый пункт, охватывающий, прежде всего природно-географические особенности, а отсюда и особенности производства и культуры.
Итак, культура средневекового города.
Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремёсла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества и феодализма, как и других европейских народов, складывается эпос (эпос-от греческого «слово», «предание». Это сказка, историческая былина, песня, народные предания и т.д.). Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах.
К 9-10 вв. относится появление сюжетов, таких былин как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Особенно плодотворным оказался конец 10 века – эпохи Владимира Святославовича. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь - обобщенным образом Руси. Героями этих былин стали Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославовича по матери Добрыня, бывший наместником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.
Не позднее конца 9, начала 10 вв. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине 9 столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в Западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года. С принятием христианства на Руси это станет бытованием в качестве языка церковной службы и в качестве литературного языка, понятного всему населению.
Появление на Руси литературы на славянском языке с одной стороны привело к усложнению общественной жизни развитием феодальных отношений и становлением государственной структуры, с другой, способствовали распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного содержания. Они обнаружены в десятках древнерусских городах, в основном они происходят из Новгорода. Наиболее ранние из грамот датируются 11 веком.
В конце 11-начале 12вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».
Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы, является «Слово о Законе и Благодати». Оно было написано в середине 11 века митрополитом Илларионом, первым русским по происхождению главой русской церкви, возведённой Ярославом Мудрым в 1051 году без санкции константинопольского патриарха. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в семью Христианских народов.