Смекни!
smekni.com

Культура СССР в послевоенное время (стр. 2 из 2)

Театр на Таганке был театром наиболее оппозиционным и непокорным. Его пытались закрыть, то на ремонт, то в связи с аварией. Просто запрещались или переносились премьеры. Но придраться было сложно, театр ставил не Солженицына, а «Гамлета», «Послушайте» по Маяковскому, «Десять дней, которые потрясли мир» Дж. Рида. Многое было взято из Мейерхольда и Вахтангова.

В конце 60-х, когда прикрыли КВН на телевидении, во всех вузах играли в КВН, а затем появились СТЭМЫ и их фестивали, а затем любительские театры и театры-студии. Самым известным студенческим театром был театр МАИ, затем МГУ. И, наконец, театры – студии, театры поисковые, полулегальные, как правило, снимающие подвалы у ЖЭУ. Эти подвальчики всегда были переполнены, вход бесплатный, но шапка по кругу. Эти театры уже не были любительскими, в них работали профессиональные актеры и режиссеры вместе с единомышленниками студентами, как правило, театральных вузов. А кроме этого был театр сатиры А. Райкина, театр на Малой Бронной и театр Ленинского комсомола (Марк Захаров), БДТ с Товстоноговым, и театр Вахтангова. У каждого из них был не только свой стиль, но и свой зритель, который ночи напролет простаивал в кассы за билетами.

Кинобум начался в конце 70-х – начале 80-х.

«Карнавальная ночь», «Летят журавли», «Война и мир» Бондарчука, «Журналист» Герасимова, фильмы Гайдая и Юткевича. Споры велись вокруг фильмов Тарковского и никогда вокруг Н. Михалкова.

Живопись в это время оставалась как бы на обочине, не была столь популярна. Официозная живопись вызывала раздражение, другая была труднодоступной. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

В 1956 году в Ленинграде прошла выставка «художника-коммуниста» Пабло Пикассо, а следом – Фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) с художественным конкурсом, который выигрывает никому неизвестный «маляр» Анатолий Зверев, не несущий в своем творчестве никаких признаков «социалистического реализма». В 1960 г. проходит выставка искусства Мексики. Советские зрители знакомятся с картинами и фресками Сикейроса, Риверы, Ороско. Через три года выставка Фернана Леже. У многих открылись глаза, молодые художники были покорены выразительной монументальностью работ мексиканских мастеров.

В советском искусстве началась смена поколений. В художественных кругах в присутствии партийных руководителей на выставках и встречах начинают вестись робкие поначалу разговоры о специфике живописи, в которой главную роль играют форма и цвет.

В конце 50-х годов возникают новые течения: суровый стиль и «другое искусство». Художники «сурового стиля» (Е. Моисеенко, Н. Андронов, В. Попков) говорили со зрителем на понятном реалистическом языке, но говорили не о величии подвига Советского народа, а о цене победы, о тяжелом труде и судьбе простого человека. Стилистика их работ напоминала художественные искания начала века.

«Другое искусство» стремилось объединить предметное искусство модернизма и наработки абстракционизма, опыт авангарда 20-х годов, но это течение, отличающееся своей непримиримостью к партийной художественной политике, объединял в своих рядах соратников по противостоянию власти, а не по стилю. Художники этой группы (Л.Кропивницкий, О. Целков, А. Зверев, Ю. Соостер) появились на открытых выставках только в восьмидесятые годы.

С конца 50-х – 60-х годов общее оживление художественной жизни выразилось в проведении большого количества выставок, многие из них становились или постоянными или регулярными. Наиболее значительной из них стала ежегодная выставка в Манеже. В конце 1962 г. выставку в манеже посетил Никита Сергеевич. Он этого зрелища не выдержал, выставка была закрыта, а Хрущев ещё долго метал громы и молнии в адрес «мазил», «формалистов», оторвавшихся от народа. Попытки устроить выставки в парке, под открытом небом, закончились плачевно. Так и войдут они в историю искусства под названием «бульдозерные выставки». Большинство участников этих выставок в конце 60-х годов оказались диссидентами. Сегодня наиболее известными из них являются скульпторы Эрнст Неизвестный и Михаил Шемякин.

Последствия разгона выставки в Манеже крайне плачевно отразились на развитии русского изобразительного искусства. Повеяло атмосферой 30-х – 40-х годов. Теперь художники не репрессированы. В новых условиях это было уже невозможно, просто их работы не принимались на выставки, не печатались каталоги. Те, кто не уехал заграницу и не отказался от своих взглядов на искусство, вынуждены были творить для себя, жить на случайные заработки.

Столь же противоречиво развивалась и архитектура. Война, разрушившая огромное количество городов и поселков, поставила в повестку дня широкие восстановительные работы. В честь победы в Москве выстроили 7 высотных зданий, в том числе МГУ и МИД под руководством Руднева. С восстановлением жилых районов дела шли хуже. Восстанавливаемым городам придавался монументальный облик: широкие проспекты, фундаментальные сооружения в духе «сталинского классицизма». Сроки такого строительства были весьма длительными. В стране катастрофически не хватало жилья. В больших городах преобладали «коммуналки», очередь на жилье растягивалась на десятки лет.

В 1955 было принято постановление ЦК КПСС и Совмина «об устранении излишеств в архитектуре…». Началось строительство всем известных «хрущёвок». Несмотря на всю их неприглядность в те годы они сыграли положительную роль. Квартиры в них были спланированы так, что даже самый экономный партийный работник не мог превратить их в коммуналки. За десяток лет очередь на получение жилья снизилась вдвое, хотя жилищная проблема не решена до сих пор и перспектив ее решения не видно. Отставание советской архитектуры от уровня мировой бросается в глаза. Самое удивительное состоит в том, что молодые советские архитекторы не раз становились победителями международных конкурсов архитектурных проектов. Ни один из этих проектов осуществлен не был.