Смекни!
smekni.com

Культура украшения тела. Пирсинг (стр. 1 из 2)

Предполагается, что прежде, чем украшать наскальными рисунками стены пещер (первые из найденных наскальных росписей были сделаны еще в эпоху палеолита), имеющих, в первую очередь, ритуальный характер, наши предки использовали в качестве материального носителя своих неосознанных импульсов и творческих порывов собственное тело.

Сегодня с уверенностью можно заявить, что украшение появилось гораздо раньше одежды, более того, оно могло стать причиной ее появления, оспаривая первенство у таких факторов, как влияние климата или чувство стыда. Ведь и сейчас существуют народы, практически не знакомые с одеждой, но нет и не было ни одного без страсти к украшениям. Так называемые первобытные племена достигли высокого совершенства в изготовлении различного рода костяных, деревянных, металлических изделий, которыми практически полностью покрывали свое тело, превращая его поистине в произведение искусства. Точнее, тело воспринималось дикарями (и воспринимается до сих пор), скорее, как объект искусства, в отличие от Западной цивилизации, которая превратила его в субъект и предоставила другим поверхностям и плоскостям роль материального носителя. До недавнего времени.

Пирсинг – тайна древних культур. Но в те далекие времена эта процедура была больше распространена среди сильной половины человечества, так как часто говорила о принадлежности к племени или рангу, и служила для демонстрации власти и мужественности.

Несмотря на то, что сейчас пирсинг считается прерогативой молодого поколения, само это явление имеет очень древние корни. Конечно, в те времена любой прокол и любое украшение имели свое особое значение.

К примеру, в Древнем Египте прокол пупка делали люди, вступавшие в общину. Именно пирсинг пупка указывал на то, что они являются общинниками и соответственно обладают всеми правами, которые предоставляет община. Как бы сейчас это странно не звучало, но изначально пирсинг сосков являлся прерогативой мужчин. Появился он в древнем Риме в среде телохранителей Цезаря. Прокол сосков символизировал доблесть и мужество римского воина. Кольца, вставленные в соски, имели и чисто утилитарные функции - они помогали лучше поддерживать накидки, которые носили воины. Еще один весьма интересный факт: как это ни странно, но пирсинг сосков существовал и в строгую Викторианскую эпоху в Англии. Делали его дамы, которые таким образом старались придать своей груди более изящную форму и подчеркнуть собственную женственность.

Самые различные виды пирсинга существовали в индейских племенах. Проколы делались в ушах, носу, губах. Каждый из таких проколов обозначал какое-либо достижение война. Существовали ритуальные проколы и в дореволюционной России.

В царском флоте моряку, впервые пересекающему экватор, в честь этого события вставляли серьгу. Такой отличительный знак для матроса всегда был предметом гордости. Новая волна повального увлечения пирсингом ушей началась в 70-х годах в Англии. В знак протеста перед общественными устоями английские панки и анархисты прокалывали себе уши и вставляли туда простую английскую булавку, предпочитая ее любым другим видам серег. В 80-х годах мужчины начали прокалывать уже оба уха. Такая мода появилась среди рэперов. На сегодняшний день пирсинг не только в ушах, но и в других частях тела является неотъемлемой составляющей не только альтернативной, но и популярной культуры.

Сегодня формы и виды украшений для пирсинга весьма разнообразны. Такие виды украшений для ушей, как кольца и подковы, уже стали традиционными. Нередки также твисты, изгибы и навелы, которые вставляют в другие части тела. Вошли в моду и закрепились барбелы, для пирсинга носа, губ и языка широко используются лабреты и нострилы. Каждый может выбрать именно тот вид украшений, который больше нравится. Еще один вид украшений, ранее считавшийся экзотическим – туннели. Вставляют их не сразу, сначала носят в ушах когти и расширители, для того, чтобы расширить отверстие в ухе для туннеля. Те, кто хотят выделиться могут заказать себе эксклюзивный пирсинг.

Волна боди-арта захлестнула Европу в конце XX века, совершив культурный разворот на 180° и в той или иной форме поставив в центр творчества тело. Проводниками этого явления в западное общество стали три субкультурные группы: панки, фетишисты и “современные дикари”. За ними последовали поклонники хард-рока и техно, любители серфинга и скейта (США), садомазохисты, гранж, скины, готические люди, геи и рокеры, сквоттеры и токсикоманы. К 80-90-м годам мода на боди-пирсинг и татуаж захватила самые широкие слои общества и стала пользоваться популярностью далеко не только в, так называемых, маргинальных кругах.

Изначальный же интерес панков к первобытному строю (прически ирокезов, татуировка, раскраска лица) имел характер пренебрежения общепринятыми ценностями общества, отстранения от него и бунта. Поколение, которому пришлось расплачиваться за период социального кризиса и безработицы, выражало свое “разочарование, отчаяние и ощущение пустоты мира”. Они сами резали свою плоть, вставляли в нее булавки, иглы, лезвия и т.п.

Демонстрируя безразличие к боли и отсутствие страха, перевернув с ног на голову традиционные категории человеческого восприятия, панковское движение сумело показать, что дикость – в нас, чем выразило тревогу всего поколения.

Во времена нависшей ядерной угрозы (70-е гг.), загрязнения окружающей среды, генетических манипуляций, тело остается единственным “островом”, где еще возможен символический контроль и поиск собственной индивидуальности.

В ряде статей (ж-л “Tatto”, 2001, июнь) последователей боди-арта называют Live-Art – “непосредственное”, или “живое” искусство и связывают его развитие с потрясением, вызванным вирусом иммунодефицита человека, перед которым оказались бессильны врачи и наука, и добровольное уродование и кромсание своего тела приобретает мрачный, а иногда и пародийный характер. Тело, как бы, остается тем последним, что нам еще полностью принадлежит.

Кто-то видит в этом патологическое влечение к самокалечению, а кто-то новую утопию в период, когда люди с особой остротой понимают, что неспособны изменить мир; но может быть – это стремление приобщиться к иным культурам, более богатым, как духовно, так и эмоционально?

В настоящее время не существует проблем с получением информации о боди-пирсинге, как и о тату. Интернет переполнен сообщениями о подобного рода украшательствах; существует даже шкала испытываемой боли при прокалывании тех или иных частей тела, бесконечные комментарии и предупреждения врачей, выходят в свет каталоги, брошюры, энциклопедии. Обилие и многообразие существующих разновидностей пирсинга и тату просто поражает. Нужно учесть, к тому же, возможности современных технологий и тот факт, что эти направления боди-арта давно вышли “из тени” и приобрели массовость, постоянно появляясь в кинопроектах, на подиумах и фестивалях.

А что же ответит подросток с кольцом в носу, если его спросить “зачем?”

“Это модно” или – “не так как все”, или – “просто, для красоты”. Не все ответы, конечно, столь бессодержательны, но все-таки очень немногие смогут внятно объяснить, почему “просто для красоты” необходимо доверять свое тело скальпелю чаще всего непрофессионала, с возможным риском необратимого нарушения дикции, зрения, половых функций.

Безусловный социальный фактор, мода, эротизм, повышение возбудимости, протест (хотя, при такой скорости распространения этого явления в ближайшем будущем не останется тех, против кого может быть направлен этот протест), критики могут приписывать страсть к перфорациям, патологическим мазохистским наклонностям, извращениям, но и это уже не объясняет всего явления в целом.

Невозможно и полностью отнести его к сфере эстетики (как, например, подтяжки лица, удаление жировых отложений и т.п.). “Пирсинг красив, эротичен, и первобытен” – вот три наиболее часто выдвигаемых аргумента.

А может ли современная психология объяснить социальный феномен, возникший в конце минувшего века и называемый боди-артом? Почему в нас вновь и вновь просыпается желание сделать проколы или нанести изображение на те или иные части тела?

Сегодня мы знаем, что в доисторические времена, в период первобытнообщинного строя человек пребывал в досознательном состоянии, гораздо больше сознания была развита функция (воля, мышление и т.п.). В таком состоянии мы пребываем в раннем детстве. В это время человек не мыслит, но “мысли приходят к нему”. Таким образом, действия его обусловлены не сознанием, а инстинктами. Находясь в теснейшей связи с природой, первобытный человек ни в коей мере не отделял себя от нее, а действовал в соответствии с глубинными душевными порывами, без суждений и рационализма, бессознательно.

Согласно К. Юнгу, основоположнику теории архетипов, помимо нашего непосредственного сознания, которое полностью личностно, существует 2-я психическая система, имеющая коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов. Она состоит из предсуществующих форм, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми. Это – так называемое, коллективное бессознательное, оно формировалось под воздействием многовекового опыта наших предков. Коллективное бессознательное не зависит от человека и включает в себя идентичные всем людям содержание и образцы поведения, то есть является психическими остатками предшествующего опыта. В этом случае такое явление, как боди-арт, представляется не только культурным, социальным или нравственным фактором, но может восприниматься как наследственная психическая данность, обусловленная мотивирующими силами, которые задолго до создания преследовали внутренне присущие им цели и продолжают это делать несмотря на любой уровень сознания, достигнутый позднее.

В настоящее время пирсинг выполняет украшающие, эротические и иные функции. Наиболее популярными местами для пирсинга являются: