Представитель раннего итальянского барокко в живописи – Гвидо Рени (1517–1642). Особое место в его творчестве занимает фреска «Аврора». Рени – создатель многочисленных религиозных образов, в том числе и Мадонны.
Италия стала страной, где в XVI в. был заложен фундамент учения о гармонии Дж. Царлино (1517–1590). В XVI в. это учение развивалось и сформировалось. Появился новый жанр музыкального искусства – опера, драматизм в которую внес композитор К. Монтеверди (1567–1643), достигший подлинной гармонии слова и музыки. Его оперы «Орфей» и «Коронация Поппеи» способствовали становлению этого жанра.
В 1637 г. в Венеции открылся первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Происходит смена тем оперных произведений – мифологические сюжеты уступают место историческим, драматическим и героическим, иногда переплетаясь с комедийным и даже фарсовым сюжетом.
Экономический застой, переживаемый Италией, отразился на литературе. В поэзии господствовал вычурный стиль – маринизм по имени неаполитанского поэта д. Марини (1569–1625), хотя передовые люди Италии отстаивали искуство высокого гражданского назначения, например, Томмазо Кампанелла (1569–1625) – автор романа «Город солнца, или Идеальная республика». С резкими сатирами против аристократического стиля выступал художник и поэт Сальватор Роза (1615–1673). Сложился жанр пародийно-бурлескных поэм с нападками на церковь и арстократию, на модный маринизм и академизм. Лучшим произведением этого жанра признано «Похищенное ведро» Алесандро Тассони (1565–1635).
– германия эпоху возрождения
Развитие художественной культуры Германии началось под воздействием итальянской культуры эпохи Возрождения, но столетием позже. «Гуманизм, … в силу новых условий и местных традиций обрел на немецкой почве специфические оттенки, позже ставшие его характерными чертами: в Германии поборники гуманизма проявляли особый интерес не только к античному наследию и новой системе образованности, но и к религиозно-этической и церковно-политической проблематике».
К началу XVI в. гуманистические явления привели к изменению обучения в университетах, и хотя произошло это не сразу и неравномерно, немецкие мыслители, с трудом расставаясь с привычной схоластикой, все чаще обращаются к явлениям жизни. Гуманисты утверждали, что античная культура с ее широтой и многообразием, воспитанием патриотических идей – живое наследие, особенно важное для современной культуры.
Пробуждение самосознания шло с особенной интенсивностью в литературных и у четных кругах. От итальянского гуманизма немецкое Возрождение отличает особое внимание к эрудиции и этическим добродетелям, это была культура просветительского типа. Ёй присущи интерес к экспрессии форм, острая выразительность. В XVI в. немецкая литература также отражала моралистические тенденции, а кроме того была связана с народной литературой, народными легендами: в 1587 г. вышла «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», а в 1602 г. – рассказ о «вечном страннике» Агасфере.
Но самое важное место в немецкой культуре эпохи Возрождения принадлежит скульптуре, живописи и графике. Они отличаются особым своеобразием, так как немецкий Проторенессанс был связан с готикой. Деревянные скульптуры алтаря «Святой крови» выполнены мастером Тильманом Рименшнейдером. В его работах каждая фигура, каждое лицо предельно выразительны. Это люди из народа, они несут новые черты. Традиции готического искусства, в русле которого работали другие художники, отступают перед стремлением скульптора изобразить живых людей, существующих рядом с ним самим, – это уже появление новых, чисто ренессансных образом, обращался к современными историческим событиям и по-своему их отражал.
В XVII в. искусство Германии переживало тяжелые последствия, нанесенные стране, ее экономике и культуре феодальной реакцией и контрреформацией, наступивших после Крестьянской войны XVI в.
Архитектура Германии на рубеже XVI–XVII вв. развивается в стиле барокко с использованием особенно пышных и сложных его форм. Таков портал ратуши в Кёльне, постройки в Гейдельбергском замке. Сооружения архитектора Э. Голля (1573–1646), особенно его ратуша в Аугсбурге, несут на себе печать подлинного мастерства.
В музыкальном творчестве достижением стала разработка крупнейшим композитором добаховского периода Г. Шютцем (1585–1672) вокально-инструментального жанра (оратории, духовные конценрты) и сочинение первой немецкой оперы «Дафна» оперы-балеты «Орфей и Эвридика». Композитор также создал яркие образцы мадригала, мотета и хорового концерта.
В 1678 г. в Гамбурге был открыт первый постоянный оперный театр. В целом в немецкой музыке господствовал жанр духовного концерта «страстей», органная музыка. Развивалась клавирная музыка, с ведущей жанром – сюиты.
В литературе в творчество М. Опица (1597–1639) рождается классицизм. В своей «Книги о немецкой поэзии» он отстаивает подражание традициям иноземной культуре и в сжатой форме излагает историю немецкого Возрождения, прерванного Тридцатилетней войной. Основной мотив произведений поэта и драматурга А. Грифиуса (1616–1664) – поиски смысла жизни. Несмотря на пессимизм и мистику он отразил в своих произведениях антивоенные и гуманистические мотивы.
В противовес галантной, так называемой прециозной поэзии, выступают бюргерские писатели-реалисты: М. Мошерот (1601–1669) и Г. Гриммельгаузен (ок. 1621–1667). В романе «Видения Филандера из Зиттевальда» Мошерот показывает жизнь страны периода Тридцатилетней войны. Гриммельгаузен в романе «Похождения Симплициссимуса» сочувствует обездоленному народ и протестует против политической раздробленности Гремании.
– Франции эпохи возрождения
Возрождение во Франции началось с проникновения в культуру этой страны античных традиций. Предренессансные тенденции, как отмечают специалисты, появились во Франции на рубеже XIV–XV вв. Специфика французского, как и всего северного Возрождения заключалась в синтезе национальной и итальянской традиций, отразивших новый этап осмысления мира и человека в нем. Во времена абсолютизма французская культура имела придворный характер. Париж становится центом гуманизма. После итальянских походов (1494–1559 гг.) из Италии во Францию приглашались ученые и художники, в частности Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Пребывание во Франции Петрарки оказало влияние на распространение новых тенденций, связанных с итальянской культурой. Взаимодействию двух традиций способствует и то, что различные гуманистические общества Франции были близки к итальянским академиям. В литературе новые веяния отразилось в «Романе о Розе», который переиздавался в XIV–XV вв. 22 раза. В 20 – 50 гг. XVI в. наступает высший расцвет ренессансной культуры во Франции. Строятся замки, дворцы, активно развивается литература, философия, историческая наука, а также новая система образования. Были отрыты новые колледжи, в которых изучали античных авторов, риторику и Библию. Развивается книгоиздательство, появляются библиотеки. Этим реформам предшествовали контакты Эразма Роттердамского с французскими гуманистами.
Франциск I и Генрих II вошли в историю Франции как просвещенные монархи, они стремились к тому, чтобы двор превратился в центр искусства. Французский двор был самым блестящим в Европе, и искусство во всех его проявлениях было, прежде всего, связано именно с ним. В культуре французского Возрождения воспевалась красота, сила, благородство.
Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образования в 1635 г. в Париже Академии литературы.
Родоначальником классицизма в литературе стал Пьер Корнель (1606–1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевт», Эдип» и др., прославлявших силу воли, управляемой разумом. Корнель считается создателем французского театра. Стержень пьес Корнеля – трагический конфликт страсти и долга, в них действуют героические характеры, великий поэт обличает деспотизм.
Образцом французской прозы стали произведения Франсуа де Ларошфуко (1613–1680) и Мари Мадлен де Лафайет (1634–1693). В сборнике афоризмов и сентенций «Размышления, или Моральные изречения», содержащем краткие, острые и циничные наблюдения за жизнью и людьми, Ларошфуко подвергает критике современное ему аристократическое общество. Мари Лафайет – автор первого во Франции психологического романа «Принцесса Клевская», который пользовался огромным успехом у читателей. Все персонажи романа – реально существовавшие люди, но выведенные под другими именами. Теоретиком классицизма выступил Никола Буало (1636–1711). Правила и нормы классицизма изложены в трактате «Поэтическое искусство» (в форме поэмы). Он автор остроумных «Сатир», в которых высмеял религию, государственных деятелей. Его поэтическое дарование высоко ценил А.С. Пушкин.
Величайший драматург Франции – Жан Расин (1639–1699), автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Береника», «Митридата», «Ифигения», «Федра», «Афалия» и др. Расин заимствовал сюжеты из греческой мифологии и создавал свои произведения по всем канонам классической греческой драмы. В его пьесах при исключительной музыкальности и гармоничности стиха, уравновешенности внешней формы изображены остро драматические конфликты, душевная трагедия людей, вынужденных приносить свои чувства в жертву требованиям общественного долга.
Огромное влияние на развитие мировой драматургии оказало творчество Мольера (1622–1673), реформатора сценического искусства, комедиографа, актера. Важнейший источник вдохновения для него – фарсовая драматургия. На основе сочетания классицизма и традиций народного театра Мольер создал жанр социально-бытовой комедии. В его произведениях «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», Мнимый больной», «Смешные жеманницы», «Урок женам», «Брак поневоле», «Скупой» обличаются, как писал Бальзак, вероломство, постыдная любовь стариков, человеконенавистничество, злословие, фатовство, неравные браки, скупость, продажность, распутство судей, тщеславие.