Большую эмоциональность, социальную остроту и реалистическую конкретность приобрела сатира в баснях крупнейшего поэтического дарования Франции – Жана Лафонтена (1621–1695), в своем творчестве опирающегося на античные образцы и народные традиции, так называемого животного эпоса. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравниваются с царском кровожадных и хищных зверей; осуждается церковь, скептически оценивается религия и в то же время раскрывается подлинная человечность людей из народа («Сапожник и откупщик», «Крестьянин с Дуная», «Купец, дворянин, пастух и сын короля» и др.).
Во второй половине XVII в. передовым представителем французской литературе был Антуан Фюретьер (1620–1688). Его главное произведение – «Буржуазны роман» – важный шаг в развитии реализма.
В это время жил и писал свои знаменитые сказки Шарль Перро (1628–1703). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» и др. В некоторых из них писатель использовал европейские народные сюжеты (так, сюжет «Золушка» имеет около 700 вариантов).
Основоположник классицизма в живописи – Никола Пуссен (1594–1665), писавший картины на мифологические и литературные темы. Строгая уравновешенность композиций, культ природы и преклонение перед античностью – характерные черты творчества художника («Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Спящая Венера», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года», «Аркадские пастухи»). Пуссен изготавливал маленькие восковые модели фигур для своих картин, экспериментируя с различными композициями и освещением.
Мастером лирического пейзажа был художник Клод Лоррен (1600–1682). Его ясная светлая живопись в классическом стиле оказала сильное влияние на вкусы XVII–XVIII вв. Персонажи его полотен (как правило, мифологические или исторические) чаще всего затеряны в окружении поэтического пейзажа («Заколдованный замок»). Тонкими эффектами освещения Лоррен сумел выразить разное ощущение природы в зависимости суток (серия «Времена суток»).
Хотя в архитектуре еще сохранялись элементы готики и Ренессанса, но уже появились и элементы классицизма, например, фасад здания Люксембургского дворца расчленен ордером, который станет обязательным для этого стиля; колоннада восточного фасада Лувра характеризуется простой ордера, равновесием масс, статичностью, чем достигается чувство покоя и величия. Крупнейшим дворцовым архитектурным сооружением XVII в. является Версаль. Здесь достигнута стройность, соразмерность всего грандиозного ансамбля в целом. Дворец строили архитекторы Л. Лево (1612–1670) и Ж. Ардуэн-Мансар (1646–1708). Ардуэн-Мансар возводил также величавые торжественные сооружения: Дворец Большой Трианон, Дом Инвалидов, Вандомскую площадь, а Лево проектировал дворец Тюильри.
Создатель парков Версаля и Тюильри – архитектор, мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613–1700). Парк в Версале замечательно сочетался с архитектурой фасада дворца, обращенного к парку, симметрия фасада как бы продолжается в просторных «партерах» (садах, клумбы и дорожки которых составляют рисунок), радиально расходящихся аллеях, открытых перспективах.
В XVII в. во Франции на первое место выдвигается светская музыка, она начинает преобладать над духовной. Развиваются опера и балет. Первые национальной оперы – «Триумф любви», «Пастораль». Основоположник национальной оперной школы – композитор, танцовщик Ж.Б. Люлли (1632–1687), автор опер «Альцеста», «Тезей», а также оперной увертюры, музыки к спектаклям Мольера.
Развивались в это время и инструментальные школы – лютневая, клавесинная, виольная.
– Англии эпохи возрождения
Идеи гуманизма Англии в эпоху Возрождения близки к тем, которые проповедовали деятели французской культуры в XVI в. Культ античности, древних языков, необходимость их изучения – с одной стороны, с другой – идеал создания единого английского языка. В Англии, как и во Франции, необходимость его появления была связана с территориальным объединением. В конце XV в. намечается подъем искусства и литературы. Носителем ренессансных идей в Англии явилась интеллигенция и придворные круги. Оживление английской экономики в конце XV–XVI вв. создало условия для нового роста культуры и в этом особую роль сыграли университеты и английский королевский двор. Генрих VII сумел привлечь к своему двору многих писателей и художников, определивших тенденции развития культурной жизни. Сама королева-мать – Маргареть Бофор – стала патроном университетов и многих колледжей, занималась переводами, была литератором и просветителем. И хотя в английской архитектуре долго удерживались средневековые традиции, особенно готические, все же и в эту страну проникают ренессансные влияния, в первую очередь в городское строительство. Это и влияние итало-французского стиля, в частности прямоугольные внутренние дворы, галереи, анфиладные расположения. Из Италии привозили мебель, гобелены, картины на темы античной истории. Началось собирание коллекций предметов ювелирного искусства, миниатюр и рукописей. При Генрихе VIII было закончено строительство колледжа в Кембридже. Много нового возникло и в системе образования XVI в. Время требовало людей образованных, готовых к государственной и придворной жизни. Возникают и многочисленные общедоступные школы, в которых учатся дети из различных слоев общества.
Культура Англии во второй половине XVI в. связана с периодом правления Елизаветы I (1553–1603). В это время, названное историками «золотым веком», устанавливаются прочные экономические и культурные связи со многими странами мира, что привело к активному росту новых областей науки и техники, росту строительства. В эпоху Елизаветы интенсивно развивается английская литература, которую щедро поддерживали меценаты. Интерес к греческой и римской культуре, знание древних текстов и риторики характеризует елизаветинскую эпоху. В то же время происходил своего рода переворот в театральной жизни.
– Испании эпохи возрождения
Испанская художественная культура накопила к XV в. огромные традиции, которые значительно отличались от европейских в силу целого ряда исторических причин. В первую очередь на формирование ее облика повлияла постоянная, многовековая борьбу с арабами, завоевавшими Пиренейский полуостров еще в эпоху Средневековья. Испанцы не подчинились иноземному завоеванию и семь веков отвоевывали свои земли у арабов. Эта борьба получила название Реконкисты – она во многом и определила дальнейший характер испанской культуры. Реконкиста шла под знаком противостояния завоевателям-мусульманам, и поскольку христианская церковь активно участвовала в этой борьбе, связи народа с церковью приводила порой к острому религиозному фанатизму.
Длительное существование культуры арабов на Пиренейском полуострове, естественно, привело к сосуществованию мусульманской и христианской линий, были созданы памятники мавританской культуры. Одним из них является дворец Альгамбра в Гранаде, сооруженный в XIV в. В период арабского господства в Испании строились христианские церкви и дворцы. При этом их создатели использовали мусульманские традиции: декоративность каменных кружев в оформлении, стройные аркады внутреннего убранства и декоративную выразительность интерьера.
В конце XV в. Испания обрела долгожданную независимость и объединилась под власть католических королей. В те же годы Христофор Колумб достиг берегов Америки, открыв новые морские пути к колониальным захватам.
При правления Карла V и его сына Филиппа II Испания становиться во главе Священной Римской империи. В страну хлынуло золото из захваченных колоний, но им пользовалась правящая верхушка, но им пользовалась правящая верхушка, в то время кА народ жил в нищете. Но культура развивалась по своим внутренним законам – в ней жили накопленные за многие века великие традиции. Испанское общество было полно духовной энергии: гуманисты, философы, художники, поэту, хотя и подвергались гонению церкви, создавали вопреки всему великие произведения.
Испания занимает в истории живописи XVI в. особое место: в этот короткий исторический отрезок времени творили великие художники – Рибера, Сурбаран, Веласкес и Кано.
Выдающийся художник Диего Рориго де Сильва Веласкес (1599–1660) почти не писал карти на религиозные сюжеты и темы. 40 лет он был придворным живописцем испанского короля в Мадриде, где создал многочисленные портреты членов королевской семьи и королевского двора, из которых наиболее примечательны «Менины». В историческом полотне «Сдача Бреды» он изобразил с чувством достоинства не только победителей, но и побежденных, что было для искусства того времени новаторством.
Веласкес – блестящий портретист, умеющий при лаконичности и монументальности, выразительно представить многогранность изображаемых образов. В сокровищницу мирового искусства по колористическому мастерству вошел портрет папы Иннокентия Х, в котором художник, используя только два цвета (белый и красный) с глубокой проникновенности изобразил сущность модели.
Зритель видит целеустремленностью изобразил сущность модели. Зритель видит целеустремленного человека, с жестким характером, непреклонной волей, активными темпераментом, ни в чем не сомневающегося и не знавшего преград.
Одна из прославленных картин Веласкес – обнаженная женская натура – «Венера с зеркалом». Реалистические бытовые сценки запечатлены им в картинах «Завтрак», «Водонос», «Пряхи». Кисти мастера принадлежат и пейзажи, которые по наполненности светом и воздухом предвосхитили живопись XIX в.
Наиболее известные картины Хусепе Риберы (1591–1652) – «Хромоножка», пленительная «Св. Инесса», «Св. Себастьян». Его искусство демократично, проникнуто знанием народной жизни. Библейские и евангельские образы полны мужественности и достоинства.