Смекни!
smekni.com

Культура эпохи Возрождения XIV–XVI в (стр. 5 из 5)

В небольших поселениях развивалась народная культура, а рыцарская и ренессансная культуры существовали в придворных кругах. Культура Венгрии формировалось как преимущественно патриотическая именно потому, что венгерский народ постоянно стремился к освобождению. Этой верой в свободу проникнута поэзия и публицистика. Они утверждали в первую очередь веру народу в грядущую свободу, в само существование венгерской нации.

К середине XVI в. существовало два двора – в Вене (Габсбурги), и Трансильванский, при Иштване Батории. Последний строился по западному образцу. Трансильванские князья создали при своем дворе атмосферу религиозной терпимости – были официально признаны католицизм, лютеранство, православие и унитаризм. Магнаты возводили себе замки (при помощи немцев или итальянцев), похожие на неприступные крепости. Строились типографии, церкви, школы, преподавание в которых основывалось на гуманистических принципах.

Особое место в развитии венгерских культуры занимало книгопечатание. Оно формировалось художественные вкусы и сам уровень образованности общества. Вырос интерес к беллетристике и научной литературе, а также к истории Античности. Книги печатались на языке. Появилась и венгерская драма.

Культура Чехии в эпоху национального возрождения

Особенности чешской культуры XV–XVI вв. были обусловлены исторические развитием. В XVI в. чешская готика занимала важное место в европейской художественной культуре, но в XV в. Чехия пережила гуситские войны и к XVI в. культурные связи ослабли, а затем стали столь незначительными, что ренессансные тенденции проникали в чешскую культуру с трудом, как и сами идеи гуманизма. Некоторое влияние раннего итальянского Возрождения обнаруживается в середине XVI в. во время правления императора Священной Римской империи и чешского народа Карла IV. В Чехию приезжает Петрарка, а при дворе складывается кружок чешских интеллектуалов – поклонников итальянской культуры.

В придворных кругах пропагандируется также чешский язык, его приравнивают к латыни. Реформационное движение, которое проповедовал великий чешский проповедник Ян Гус, распространяется по всей стране. Сторонников Ян Гуса называли «чашниками», так как они считали что миряне должны причащаться вином из чаши так же, как и священники. Однако с Яном Гусом жестоко расправились в 1415 г., а его учение превратилось в широкое социально-политическое движение. «Гусизм с точки зрения идеологии и культуры был чисто средневековым явлением».

На первое место в культуре выходили поэзия и исторические хроники: чешский язык стал основным во всех сферах, включая и богослужение.

Во второй половине XV в. усиливаются гуманистические связи с Италией. Однако активное восприятие возрожденческих тенденций в Чехии начинается позже, когда на первый план выходит проблема создания национальной культуры. Переводятся на чешский язык Плавт, Тееренций, Цицерон, популярным становиться Эразм Роттердамский, намечается новые тенденции и в чешской словесности. «Специфика чешского гуманизма состояла в том, что не личность была центром мира, а служение личности на благо коллектива…».

Повышается роль чешской школы, народного образования. В лоне педагогики развивается учение Яна Амоса Коменского. В изобразительном искусстве и архитектору все чаще появляются отдельные черты итальянской школы. Положение изменяется с приходом на чешский трон Габсбургов (1526). Преображается облик городов – жилые здания перестраиваются, в них появляются черты, близкие итальянскому Возрождению.

К середине XVI в. возрастает роль чешских просветлей и книгоиздателей, особый интерес проявляется к истории – издается множество произведений исторического характера. Одновременно расцветает декоративно-прикладное искусство и музыка: хоровое пение, инструментальная музыка.

Рудольф II подает пример аристократии, коллекционируя картины и другие предметы искусства. Это способствует созданию общей культурной и другие предметы искусства. Это способствует созданию общей культурной атмосферы и помогает формированию идей в разных областях культуры.

Заключение

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественные произведения наиболее полно выражают и идеал гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период Раннего, высшего и Позднего Возрождения. Для литературы Раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, прославляющего предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы. В период Позднего Возрождения развиваются жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получает яркое выражение в театральном искусстве, испытывающем значительное влияние античной драматургии. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека, наделенного яркой индивидуальностью. В театре эпохи Возрождения развиваются традиции народного искусства, сочетаются трагические и комические элементы, как в театре Италии, Испании, Англии. В XVI веке в Италии развивается импровизационная комедия дель арте. Наивысшего расцвета достигло театральное искусство Возрождения в творчестве Шекспира.

Профессиональная музыка в эпоху Возрождения проникается новым гуманистическим мироощущением, перестает быть чисто церковным искусством и испытывает влияние народной музыки. Появляются различные жанры светского музыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, распространившийся из Италии на все европейские страны. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на органе, лютне. Завершают эпоху Возрождения появление новых музыкальных жанров – сольных песен, оперы, ораторий.

Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.

Характерная черта культуры Возрождения – тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого и художника в одной творческой личности было возможно только в эпоху Ренессанса. Титаны Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие художники-ученые, воплотили характерные черты Ренессанса – универсальность, разносторонность, творческую одаренность. В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие.


Список литературы

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. – М., 1995

2. Лазарев В.Н. Происхождения итальянского Возрождения. Т. 1 – 3. – М., 1965–1979.

3. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. – М., 1999

4. Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения. – М., 1992

5. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасов Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. – СПб.: Питер, 2006

6. Марковой А.Н. Культурология: Учеб. Пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

7. Драча Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций). – изд. 6-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008