В целом основные черты гуманистического идеала можно свести к следующему:
а) гуманисты отвергали ценности церковной идеологии (греховность человека, его слабость и беспомощность, разделение природы человека на телесную и духовную, принижение телесного начала в человеке, его земного бытия);
б) гуманисты утверждали понимание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, провозглашали ценность человеческого тела, телесной жизни, земного бытия человека, его стремление к полной реализации себя в земной, а не в загробной жизни;
в) гуманисты высоко оценивали значение материально-чувственной, в том числе и творческой деятельности человека, в ходе которой человек не только удовлетворяет свои земные нужды, но и создает новый мир, творит самого себя;
г) гуманисты рассматривали человека как самое совершенное творение природы, при этом достижение совершенства связывалось с активной волей человека, его способностью формировать себя;
д) гуманисты сформулировали положение о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях;
е) гуманисты провозглашали ценность отдельного человека, своеобразие и уникальность каждого индивидуума, важнейшими качествами человека считали гордость и самоуважение, сознание собственной силы и таланта;
ж) гуманисты признавали право личности на свободное развитие своих способностей, на приобретение знаний;
з) для гуманистов характерно радостное мировосприятие, требование полноты жизни - всеми чувствами и способами, гармония разума и страстей;
и) гуманисты высоко оценивали нравственную роль труда, оправдывали накопительство с гражданских позиций - богатство приносит пользу обществу, критиковали сословные представления.
Такое изменение в системе ценностей, по сравнению со средневековым обществом, привело к появлению нового типа человека - предприимчивого, активного, инициативного. Более того, эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. К таким “титанам Возрождения" можно отнести великих деятелей ренессансной культуры - художников, скульпторов, ученых, писателей, при этом многие из них были личностями энциклопедическими, разносторонними. Однако богатое развитие индивидуальности в эпоху Возрождения сопровождалось такими явлениями, которые выдающийся отечественный философ А.Ф. Лосев назвал “обратной стороной титанизма".
Здесь, прежде всего, имеется в виду бурный рост индивидуализма. Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личность царила в мире, где происходило утверждение автономности человеческого “я". Мир представлялся как приключенческий роман или театр, а человек - это актер, меняющий разнообразные маски. Например, вся жизнь знаменитого итальянского скульптора XYI века Бенвенуто Челлини была наполнена невероятными страстями и приключениями, он кочевал из страны в страну, ссорился, убивал своих соперников и обидчиков, не признавая над собой никакого закона. Примеров такого рода можно привести множество. “Отпущенный на свободу" (по мысли Н.А. Бердяева) человек попирал нормы морали, предавался разгулу страстей. Коварство, вероломство, убийство из-под угла, невероятная мстительность и жестокость, своеволие и распущенность, получившие широкое распространение в ренессансной Италии, - все это проявления возрожденческого стихийного индивидуализма.
Возрожденческий индивидуализм проявился не только в бытовой жизни эпохи, но и в политических теориях. Выдающийся государственный деятель, историк и поэт Никколо Макиавелли (1469-1527) создал оригинальную политическую концепцию, которая, по его словам, должна была стать руководством для способного и честолюбивого правителя в деле объединения Италии и освобождения ее от папского влияния. Утверждая, что политику определяет не бог, а люди, которые в своей деятельности используют божественную “фортуну” и могут достичь успеха, Макиавелли, в сущности, занимает гуманистическую позицию. Но он провозглашает право сильной личности на обособление от всякой, в том числе и от гуманистической морали. Правитель не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, нравственными нормами, религией, даже своим словом. Он должен руководствоваться строго анализированными реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным.
Образцом идеального государя для Макиавелли служил Цезарь Борджиа, который, обладая политическим даром, энергией, самообладанием, не гнушался никакими средствами для достижения своих целей, в том числе и убийства соперников. Бурный рост индивидуализма нашел свое отражение и в литературе эпохи Возрождения. Ею была создана галерея персонажей - исторических, легендарных, современных, у которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханные злодейства. Наиболее яркую критику этики индивидуализма дал в своих знаменитых произведениях (“Макбет", “Гамлет", “Король Лир”, Ричард III" и др.) великий английский драматург Вильям Шекспир (1564-1616).
В эпоху Возрождения важный поворот, радикальная переоценка старых традиций происходит в области научных знаний. Уже гуманисты XIY-XY веков подвергали резкой критике схоластический метод, выдвигая на первый план опыт. Гуманистические идеи подготовили почву для формирования опытного, экспериментального естествознания. Важный шаг в этом направлении совершил Леонардо да Винчи (1452-1519). Леонардо воплощал собой тип личности - энциклопедиста. Он был не только великим живописцем эпохи Возрождения, но и архитектором, скульптором, ученым и инженером. Леонардо получил серьезные научные познания в области математики и астрономии; занимался физикой (в частности, оптикой), анатомией, ботаникой, физиологией человека и животных.
У Леонардо да Винчи был широкий круг научных интересов. В его записных книжках найдены рисунки и схемы стригальных, прядильных, ткацких и других станков, мельниц, различных приборов, которые можно было пустить в ход силой воды. В условиях той эпохи, в которую он жил, могла быть осуществлена лишь незначительная часть его изобретений. Так, конструкция автоматической самопрялки была столь совершенна, что для современников Леонардо она оказалась непонятной и была вновь изобретена в отдельных деталях лишь в XIX веке. Леонардо много работал в области гидротехники, создал первые в истории техники проекты каналов с раскрывающимися шлюзами, занимался конструированием различных осадных орудий. Он разработал проекты устройств, напоминающих парашют и геликоптер (летательный аппарат).
Леонардо да Винчи внес значительный вклад в теоретическое обоснование экспериментально-опытного знания. Опыт, в его понимании, тесно связан с чувственными восприятиями, ощущениями. Но это лишь начало познания, по мысли Леонардо. В полной мере ученый постигает природу вещей, изменяя их своими руками - проводя физический эксперимент, создавая инженерную конструкцию или рисунок.
У Леонардо нет каких-либо разработок методики эксперимента. Эта трудная задача будет решена значительно позже. Он скорее ориентировался на то достаточно стихийное экспериментирование, которое осуществлялось во многих итальянских художественных мастерских. Возвышая роль эксперимента, Леонардо не отрицал важности теоретической мысли. Природа наполнена “разумными принципами”, но не все они присутствуют в эксперименте. В конечном счете, законы природы познаются разумом.
Посредником между опытом и знанием, по Леонардо, выступает математика, призванная раскрыть рациональный порядок вещей. Рассуждая о роли математических наук, Леонардо имел в виду в первую очередь механику. Механику он называл “раем математических наук”, при этом сама механика мыслилась им не как теоретическая наука, какой она станет впоследствии, в эпоху Галилея - Ньютона, а как чисто прикладное искусство конструирования различных машин и инструментов. Но сам Леонардо вплотную подошел к формулировке важнейших законов механики: закона падения тел на наклонной плоскости и принципа возможных ускорений, закона рычага, принципа инерции. Леонардо да Винчи считается теоретиком экспериментально-математического исследования природы. Он - автор известного и поныне афоризма: “Наука - полководец, практика - солдаты”.
Новые тенденции в развитии науки получили отражение в такой ее отрасли, как астрономия. Польский ученый Николай Коперник (1473-1543) дал первое в истории человечества математическое обоснование идеи, которая прежде высказывалась как догадка, - идеи гелиоцентризма. Земля не является центром мира и не стоит на месте, она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами - вокруг Солнца, центрального тела.
Параллельно с опытным естествознанием развивается философия природы. Ее возникновение было подготовлено всем предшествующим развитием гуманистической мысли Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению в возможности своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Расцвет философии природы приходится на XYI век в Италии и Германии. Природа понималась с позиций пантеизма (пантеизм - “всебожие”): Бог и Природа сливались в одно неразрывное целое. Бог из сверхъестественной силы становился силой, имманентной (присущей) природе; мир рассматривался как живой и изменяющийся организм, а человек - как часть природы.