Смекни!
smekni.com

Культура эпохи Возрождения и реформации (стр. 5 из 5)

Эффективным проводником гуманистических идей выступало искусство Северного Возрождения, которое обогатило мировую культуру целым рядом новых тем, образов, художественных приемов. Уделяя особое внимание не только образу человека, но и воплощению окружающей его среды, мастера Северного Возрождения уже на раннем его этапе создали предпосылки для самостоятельного развития портрета, пейзажа, бытового жанра. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, ранее возник в Нидерландах и Германии. Мастера XV века проявляли глубокий интерес к личности, ее характеру. Но в их портретах нет ощущения титанизма и всемогущества личности, художники редко изображали людей с красивыми лицами и фигурами и этим отличались от итальянцев. Нидерландцы поэтизировали “среднего человека” с его внутренним миром. В личности более всего ценились добропорядочность, смирение, благочестие. Большое внимание мастера уделяли бытовым деталям, при этом вещи изображались с любовью, одухотворенно-красивыми.

Такая скурпулезность, любовь к уюту, вещам нашла свое отражение и в бытовой картине; этот жанр также зародился в Нидерландах. Из портретного жанра вырос не только бытовой (сцены из жизни), но и пейзажный жанр. Крупнейшим мастером бытового жанра и пейзажа был нидерландский художник Питер Брейгель (ок.1525/30-1569). Немецкие живописцы не любовались столь сильно вещами предметного мира, сколько стремились изобразить человека, все вещи как они есть. Глубоко индивидуальными, очень похожими на оригиналы являются портреты Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543).

В отличие от гармонического и оптимистического итальянского искусство Северного Возрождения пронизано драматическими мотивами, необычайной экспрессивностью, унаследованной от готики. Хотя постепенно возрастает роль светских сюжетов и жанров, в условиях, предшествующих Реформации, искусство оставалось по преимуществу религиозным. Но жизнеутверждающий реализм и поиски средств правдивого изображения окружающей действительности позволяют включать искусство Северного Возрождения в общее русло европейского Возрождения.

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация. Реформация (от лат. “reformatio" - преобразование, исправление) - религиозное и общественное движение в Северной и Центральной Европе, содержанием которого являлась критика и атака на монопольное положение католической церкви и ее учения в политической и идеологической системах европейского общества. В ряде европейских стран был осуществлен переход к новой, протестантской церкви.

Первые проявления реформаторской идеологии относятся еще к XV веку (выступление чешского богослова Яна Гуса, который был сожжен как еретик в 1415 году). Но начало Реформации связывают с выступлением немецкого священника и богослова Мартина Лютера (1483-1546), который 31 октября 1517г. прибил к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов с осуждением продажи индульгенций (грамот церкви об отпущении грехов). Эти тезисы, предназначавшиеся для ученого, богословского спора, очень скоро стали широко известны и вызвали неожиданно широкую и ожесточенную полемику. Лютер стал во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.

Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он отверг идею, что человек может достигнуть спасения пожертвованиями, благочестием или даже беззаветным служением церкви; спасение возможно через личную веру, которая является божьим даром. В рамки учения Лютера входит и его изложение предопределения: Бог предопределяет людей к спасению, спасение вообще не зависит от усилий человека, это божья благодать.

Лютер провозгласил непререкаемый авторитет Священного писания как единственного источника веры. Он впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего. Лютер отверг деление общества на духовенство и мирян, провозгласив принцип всеобщего священства: каждый верующий имеет “посвящение" на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение. Лютер отверг большинство таинств христианской церкви: из семи остались два - крещение и причастие. Лютеране (последователи Лютера) отказались от поклонения мощам, реликвиям, статуям и иконам; богослужение стало вестись на народных языках.

В первой половине XVI века лютеранство распространяется и в другие страны (Австрию, Скандинавские страны, Прибалтику, частично в Польшу, Венгрию, Францию). Особенно сильно движение Реформации охватывает Швейцарию, где формируется еще одно течение протестантизма - кальвинизм. Жан Кальвин (1509-1564) - французский теолог, который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой главный трактат “Наставления в христианской вере". Кальвин развил дальше позиции Лютера, прежде всего его учение о предопределении. Каждому человеку еще до его рождения приуготовлена Богом определенная судьба, Бог определяет, кто будет спасен, а кто - нет. Человек не может изменить свою судьбу ни верой, ни добрыми делами, никакими другими способами.

Но божественное предопределение сокрыто от людей, и единственное, что может человек, это получить сознание, ощущение своей избранности (спасенности). Такое возможно только через постоянный, упорный каждодневный труд. Успех в профессиональной деятельности может рассматриваться как свидетельство возможной богоизбранности, а праздность, лень, склонность к удовольствиям, ведущие человека к порокам и бедности, считались признаками его печальной участи.

Критика Кальвином праздности и роскоши переходила в строгую мелочную регламентацию личной жизни верующих, которую он осуществил, став фактическим правителем Женевы. Дело доходило до суровых преследований инакомыслящих. Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, руководители церковной общины стали избираться мирянами. Кальвинизм стал основой для целого ряда протестантских течений, возникших позже в Нидерландах, Англии, Северной Америке.

Непосредственным результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианского вероисповедания - протестантизма, ограничение всевластия римско-католической церкви. Однако содержание, смысл и результаты Реформации не исчерпываются трансформацией христианства. Значение Реформации, как и Ренессанса, заключается в переходном характере этой эпохи. Речь идет о переходе европейской культуры от средневековья к ее новой форме, культуре буржуазного общества, культуре современного типа. Эти эпохи знаменовали собой рождение нового мировоззрения, новой системы ценностей.

Реформация во многом связана с Ренессансом. Гуманистическое движение подготавливало общественный подъем Реформации. Целый ряд элементов в критике церкви содержался уже в выступлениях мыслителей Возрождения. Но между этими движениями есть ряд существенных различий. Деятели Возрождения развивали светские тенденции в культуре, а Реформация оставалась в рамках средневекового мира мыслей человека, носила религиозный характер. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои города, а идеи Реформации были способны поднять средние и низшие слои общества, действенно воздействовать на массовое сознание.

Важнейшим итогом Реформации явилось рождение в европейском обществе новой трудовой этики. Складывание нового отношения к труду и богатству было обусловлено тем значением, которое протестантизм отводил мирским занятиям, направленным на служение людям. Истинная протестантская вера реализует себя не в эгоистичном монастырском аскетизме, а в земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Труд - это форма служения Богу. Тот, кто упорно и добросовестно трудится, вырастает в глазах Бога (даже человек низкого сословия); лень - это величайший порок. Собственность (владение), как и все сущее на Земле, есть дар Божий. То, чем владеют люди, должно оцениваться как милость Божья и использоваться на общее благо. Обязанность владельца - бережливость, приумножение владения “на благо общине”. Бога более всего радует богатство, нажитое честным трудом. Ценности протестантизма оказались очень созвучны зарождающемуся в Европе буржуазному обществу. Не случайно, что многие исследователи, начиная с Макса Вебера, рассматривают их в качестве важнейших предпосылок всей современной западной культуры и цивилизации.

Несмотря на то, что учение Лютера и Кальвина о предопределении подразумевало отрицание свободы воли человека, можно утверждать, что Реформация способствовала становлению человека со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих поступках. У человека нет собственной свободы воли, его воля полностью подчинена воле Божьей. Но волю Бога можно узнать из Священного писания, и человек делает это путем самостоятельного размышляя над его текстом, опираясь на собственный разум. Кроме того, отрицая свободу человека в вопросах спасения, идеологи Реформации фактически утверждали практическую свободу человека и в делах мира, и в делах церкви. Протестантизм освящал активные деятельные усилия человека в рамках его мирского призвания, его деловую предприимчивость; отстаивал свободу церковной общины в делах веры (должность пастора избираема).

Значение разума (хотя и в рамках протестантизма, обращенного к вере) будет в полной мере осознанно уже в XVII веке, но можно утверждать, что протестантизм создал определенные предпосылки для формирования рационализма Нового времени.

Литература

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

2. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV - XV вв.М., 1989 г.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: В 2-х ч.М., 1988-1990.

6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1989.

7. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. М., 1991.