«Всюду весна, и повсюду стада, и повсюду налились Сладким сосцы молоком, юных питая телят…
Девушка мимо проходит, красотка; когда же исчезнет, Чахнут, тоскуя, быки – с ними зачахну и я».
В эллинистической литературе появилось еще одно новшество – роман. Слово «роман» не было известно грекам, его приобщили к новому прозаическому жанру позднее, по образцу средневекового рыцарского романа. В нем много чудесного, сказочного. После походов Александра Македонского мир широко открылся эллину. Далекие страны, диковинные нравы других народов волновали воображение. Герои эллинистического романа странствуют, превратности судьбы забрасывают их далеко от родного дома. Тема этих романов – любовь. Два юных существа, случайно встретившись, навеки связаны узами любви, но судьба ставит перед ними одно препятствие за другим. Самые невероятные приключения ждут каждого из них, несчастия, страдания, но они через все это проносят свою любовь [2, С. 116].
Через несколько веков после Феокрита появилась прелестная прозаическая сказка Лонга «Дафнис и Хлоя», очень близкая по духу и краскам к жанру пасторалей, – те же прекрасные пастушки, та же идеализированная природа, та же сентиментальная дружба человека и животного и любовь.
Выводы
Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нового времени. До наших дней в своих основных чертах дошла греческая система образования. Древнегреческие мифология и литература уже много столетий вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов.
Эллинистическая эпоха донесла до нас имена и сочинения, иногда хорошо сохранившиеся, многих греческих поэтов, но в культурный фонд наших дней они не вошли. Их знают, конечно, специалисты-филологи, широкие же читательские круги помнят разве что имя Феокрита, жившего в III в. до н.э. До нас дошло от него 30 идиллий в сборнике, составленном примерно через два столетия после его смерти. С него начинаются особые жанры в мировой литературе, так называемые пасторали в стихах и в прозе.
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм (от греч. eklektikos– выбирающий) – стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы – эпикурейство и стоицизм.
Литература
1. Культурология. История мировой кульутры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.
2. История Древней Греции: Учеб./Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович; Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 399 с.
3. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 1. Литература древнего мира. – М.: Просвещение, 1997. – 255 с.
4. Українська та зарубіжна культура: Навч. посіб. / М.М. Закович, І.А. Зязюн, О.М. Семашко таін.; Заред. М.М. Заковича. – 2-re вид., випр. – К.: Т-во «Знання», КОО, 2001. – 550 с.
5. Радциг С.И. Введение в классическую филологию. М., 1965. – 526 с.
6. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. – С 56 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 1600 с., ил. (Источник глоссария)