Смекни!
smekni.com

Культура Японии (стр. 4 из 4)

Основным материалом для японской скульптуры являлось дерево, но встречаются также бронза, камень, сухой лак .

Только спустя некоторое время появились мастера, которые стали делать светские портретные скульптуры, но со временем потребность в них отпала, поэтому все чаще для украшения зданий стали использовать скульптурные рельефы с глубокой резьбой.

С VIII в. вырабатывается более, конкретное и индивидуализированное понимание образа. Зарождается скульптурный портрет. Поиски острой характерности проявляются в миниатюрной сцене «Нирвана Будды» в храме Хорюдзи, где изображено оплакивание Будды монахами.

Введение новых буддийских сект и усложнение обрядов, а также рафинированность быта аристократии вызвали появление в IX-X вв. более чувственных образов многоликих и многоруких божеств. Была разработана система жестов и движений, которые приобрели особую выразительность и динамику. Излюбленными материалами этого времени стали дерево и лак. Из отдельных брусков дерева составлялись скульптуры лак в сыром виде наносился на ткань или кожу, натянутую на деревянную или глиняную основу, и раскрашивался. По высыхании основа вынималась, и оставалась тонкая лаковая форма. Подобные скульптуры, легки для переноски, были крайне удобны при богослужениях. Все скульптуры раскрашивались. Гротескные маски сопровождали пышные ритуальные храмовые мистерии и танцы.

В XII-XIII вв. новые тенденции проявились и в области пластики. В огромной бронзовой скульптуре Будды в Камакуре ощущается стремление к простоте и значительности. Вместе с устранением сложных буддийских церемоний постепенно исчезали и многие буддийские образы скульптуры. Распространение получили портреты дзэнских монахов и крупных политических деятелей, входивших в ранг святых или особо почитавшихся. Созерцательность, отрешенность от мира вместе с острой индивидуальностью лиц характеризуют суровые образы этого времени.

Национальным видом искусства в Японии считается миниатюрная скульптура нэцкэ. Изначально такие фигурки играли роль брелка, который крепился к поясу. На каждой фигурке было отверстие для шнурка, на который подвешивались нужные предметы, поскольку у одежды в то время не было карманов. Фигурки нэцкэ изображали светских персонажей, богов, демонов или различные предметы, носившие особый тайный смысл, к примеру, пожелание семейного счастья. Нэцкэ делают из дерева, слоновой кости, керамики или металла.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура Японии принадлежит к великому кругу азиатских культур, при ее рассмотрении следует учитывать ряд особенностей. Во-первых, необходимо считаться с тем, что традиционная японская культура вкладывалась в значительной степени под влиянием буддизма, к тому же она впитала в себя достижения великих культур Азии.

Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов то, что для японцев характерна исключительно сильно выраженная традиционность. А это значит, что нормативные функции народных поверий, великолепно совмещенных с положениями основных восточных религий (конфуцианство, буддизм и др.) еще долго будут играть свою роль в жизнедеятельности японской нации.

Также нельзя не отметитьто, как многие явления японской традиционной культуры оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Творчество художников-импрессионистов и пост-импрессионистов, по их собственному признанию, во многом складывалось под влиянием японского искусства цветных гравюр укиё-э. Японское прикладное искусство оказало решающее воздействие на формирование стиля "модерн" или "арнуво". Без японского искусства сада, эстетики чайной церемонии и аранжировки цветов, без представлений театра Но с его загадочными масками и театра Кабуки сегодня трудно себе представить весь спектр мирового театрального наследия. В наши дни благодаря вое более интенсивному обмену выставками, фильмами, расширяющимся масштабам перевода японской художественной литературы, зарубежным гастролям японских театров это влияние все более усиливается.

И, наконец, поразительная способность заимствовать и усваивать, перенимать и развивать достижения других народов, культур, сохраняя при этом свое, национальное, своеобразное, японское. Особо сильное влияние на культуру Японии оказали индийская и китайская цивилизации в самых разных аспектах, она впитала и переработала в соответствии со своими потребностями традиции индуизма, конфуцианства, даосизма, буддизма, придав им свои неповторимые черты.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алпатов В. М. История и культура Японии / В. М. Алпатов – М.: Крафт+, 2002. – 288с.

2. Божко Н. В. Мировая художественная культура: Учебное пособие / Н. В. Божко, А. В. Струков; АНОО ВИВТ; РосНОУ (ВФ). – Воронеж, 2008 – 316с.

3. Виноградова Н. А. Скульптура Японии. III - XIV век / Н. А. Виноградова – М.: Изобразительное искусство, 1981. – 240с.

4. Иофан Н. А. Культура древней Японии / Н. А. Иофан – М.: Наука, 1974. – 261с.

5. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения / ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян. – М.: Аванта+, 2005. – 688с.

6. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино / Гл. ред. В. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 624с.


[1]Божко Н. В. Мировая художественная культура: Учебное пособие / Н. В. Божко, А. В. Струков; АНОО ВИВТ; РосНОУ (ВФ). – Воронеж, 2008 – с.287.

[2]Виноградова Н. А. Скульптура Японии. III - XIV век / Н. А. Виноградова – М.: Изобразительное искусство, 1981. - с.28.