Смекни!
smekni.com

Культурная жизнь Османской империи (стр. 3 из 3)

В 1548 г. в своей первой большой мечети — Шах-заде (1544—1548) — Синан на одном дыхании создает великолепный, почти совершенный монумент, который можно сразу использовать и постепенно украшать. Вместо того чтобы поддерживать парус свода двумя полукуполами — как в мечети Баязида II в Стамбуле, завершенной в 1505 г., — Синан склоняется к безупречно сцентрованному плану, который он подпирает четырьмя образующими крест полусферическими куполами, так, чтобы вся кровля покоилась на четырех опорных пилонах, поддерживаемых пятой из четырех крупных арок. Отныне внутри храмов больше нет приделов, нефов, а только свободное пространство; во внешнем облике это уже не куб, покрытый шарообразным колпаком, а последовательность превосходно связанных между собой ярусов, благодаря сводам цилиндрических башен по углам, имеющим архитектоническую функцию противовеса. Этот план будет использован при сооружении многочисленных больших мечетей Стамбула, а именно Султана Ахмеда («Голубая мечеть», 1609-1617) и Ени Джами (1597-1575). Между тем при сооружении самой красивой мечети Стамбула — Сулеймание (1550—1557) Синан вернулся к предыдущим моделям и предпочел опустить купол в 26,50 метра в диаметре и на высоте в 53 метра на два полусферических купола.

Сооружение мечети Селимийе (1565—1575), которое было предпринято десятью годами позже в Эдирне, стало главным шедевром Синана и одним из самых выдающихся достижений мировой архитектуры. Художник наконец отваживается соорудить полусферический купол, который даже немного превзойдет купол храма Святой Софии (проектный диаметр составляет 31,28 м, тогда как купол юстинианского храма не превышает 31 м). Огромный свод покоится уже не на полусферических куполах, а на 8 пилястрах, и его вес воспринимается одновременно последовательностью арок и полусфер и элегантными контрфорсами, вносящими гармонию в облик всего сооружения. Считающаяся одним из чудес османской архитектуры, мечеть Сели-мие в Эдирне знаменует расцвет могущества Империи. Превзойти Синана было практически невозможно. Его последователи лишь подражали великому мастеру, так и не сумев найти новых путей.

Что касается применения декора в архитектуре, то османы остаются в этом непревзойденными мастерами. Они питают пристрастие к цветному камню, к облицовке мрамором, к раскраске и, конечно же, к облицовочной керамике, предпочитая красоту растительного мира геометрическим фигурами и не забывая о надписях, к которым всегда имели склонность.

Конечно, образец султанских мечетей Стамбула тяготел к распространению по всей империи, но османские султаны предоставляли тем не менее широкую автономию подчиненным сообществам, и, в частности в культурном плане, никаких попыток «тюрки-зации» или «культурного колониализма», не делалось. Таким образом, абстрагируясь от некоторых европейских районов империи и Анатолии, существует мало памятников архитектуры в «османском» стиле. Например, в арабских провинциях можно насчитать не более пятнадцати крупных сооружений, которые можно было бы отнести к навеянным стилем столичных мечетей (в Алеппо 4, в Дамаске — 5, в Каире — 3, в Тунисе — 1, в Алжире — 1). Местные архитекторы и строители сумели внести в некоторые существующие «османские» сооружения элементы форм и декора из национальных традиций. И наоборот, в архитектуре некоторых городов были использованы элементы, перенятые у османов, которые обогатили местное искусство.

Из османского зодчества заимствовалось лишь два элемента:

османский минарет, имеющий форму ракеты, который можно встретить повсюду, как на Балканах, так и в крупных арабских городах;

использование керамики — само заимствованное у персов — в форме панно (импортируемых или местного производства), имитирующего керамику Изника и Кютахьи.

Наконец, характерные в основном для мечетей купола были переняты и при сооружении других зданий, таких как мавзолеи (тюрбе), хамамы, больницы (имарет) и, особенно, крытые базары (бедес-теп), как это можно еще видеть на больших базарах Стамбула и Анкары (последний сейчас превращен в музей анатолийских древностей).


Литература

1. Архипов Дмитрий Борисович. Краткая всемирная история. Наукометрический анализ / РАН; Институт аналитического приборостроения. — С.Пб. : Наука, 1999. — 189с.

2. Егер Оскар. Всемирная история: В 4 т. — Изд. испр., доп. — М. : АСТ, 2000. — На обл. авт. не указан. На обл. загл. тома. Т. 3 : Новая история. — М. : АСТ, 1999 — 719с.

3. Коллас. История Турции. — К.; М. : ЕВРОЛИНЦ, 2003. — 331с.

4. Вамбери Герман. Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение: Пер.с нем.. — СПб. : Изд. В.Ковалевского, 1877. — 546с