• к концу второй пятилетки в стране осуществлено всеобщее начальное образование. XVIII съезд партии (1939 г.) поставил в качестве очередной задачи всеобщее среднее образование в городе и семилетнее в деревне;
• с 1938 г. во всех национальных школах введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г. — преподавание иностранных языков в средних школах;
• в 1938 г. в советских школах работало около 1 млн. учителей, более половины из них специалисты со стажем менее 5 лет.
• 82% высших должностей в промышленности занимали высококвалифицированные специалисты дореволюционной России;
• за 1918-1928 гг. было подготовлено 340 тыс. специалистов с высшим образованием и почти 200 тыс. со средним специальным». [Стиль конструктивизм на улицах Екатеринбурга. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uraledu.ru/node/9600 (дата обращения: 4.10.2010)]
«В 1936 г. в городах вступило в строй школ больше, чем за предыдущие три года второй пятилетки. Причем общее количество ученических мест в городских новостройках в 1936 г. впервые было больше, чем во всех школах, построенных в тот год в деревне. То же повторилось и в следующем году. И хотя в период предвоенной пятилетки темпы сооружения школьных зданий в городах несколько снизились, вторая половина 30-х годов ознаменовалась заметным улучшением обучения детей горожан, что предопределялось укреплением материальных основ народного образования. Всего во время второй и третьей пятилетки (1933-1940 гг.) города получили более 5,1 тыс. школьных заведений, рассчитанных почти на 3 млн. учащихся. В большинстве своем помещения были предназначены для одновременного обучения больших коллективов (уже в 1938/39 г. свыше 30 % городских средних школ имели в своем составе более 800 детей).
Продвигалось вперед строительство школ и в деревне. Здесь в 1933-1940 гг. в строй вступило 19 тыс. зданий, рассчитанных примерно на 4,3 млн. ученических мест. Преобладали небольшие помещения, ибо в сельской местности свыше четверти школ имели лишь по одному учителю и в среднем по 40 учеников. В ряде областей, в том числе в Мурманской, Рязанской и даже Московской, работали школы, где на одного учителя приходилось всего несколько учеников». [Советская культура в реконструктивный период, 1928-1941 / Борисов Ю.С, Ермаков В.Т., Фомин А.И. и др. - Отв. ред. М.П. Ким; АН СССР Ин-т истории СССР. - М.: Наука, 1988.-с.96-129]
Музыка
«Как никогда прежде, огромное влияние на музыку, оказали политические события первой половины 20 столетия». [Электронный ресурс]. URL: http://belhist.narod.ru/hist/obhist/a13/11.txt (дата обращения: 4.10.2010)]
«Классическая, симфоническая и оперная музыка СССР эволюционировала от революционных экспериментов 20-х к более академическому стилю Сталинского периода.
В 1932 году был основан Союз композиторов СССР, который стал как главным организационным, так и главным цензурным органом советской музыки.
В сталинские времена не одобрялась слишком экспериментальная, не доступная массам музыка. В прессе по поводу таких премьер появлялись разгромные статьи (см. например «Сумбур вместо музыки», Об опере «Великая дружба»), исполнение «вредных» вещей прекращалось на длительный срок. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы; бывали случаи, когда ССК распускался вовсе из-за таких скандалов».[«Классическая музыка 20-го века». [Электронный ресурс]. URL: http://www.olofmp3.ru/index.php/Klassicheskaya-muzyka-20-go-veka.html (дата обращения: 4.10.2010)]
«Многие композиторы и исполнители были отправлены в нацистские концентрационные лагеря из-за своих убеждений, было много ограничений и запретов на музыку, которая была создана. Многие, спасаясь от сложившихся обстоятельств, вынуждены были иммигрировать». [Электронный ресурс]. URL: http://belhist.narod.ru/hist/obhist/a13/11.txt (дата обращения: 4.10.2010)]
«В то же время, в СССР сложилась система общедоступного музыкального образования, вырастившая многих талантливых композиторов и исполнителей. Были открыты десятки музыкальных учебных заведений, среди них Московская, Калининградская, Ленинградская и другие филармонии. Советская опера и советский балет высоко ценились в мире, как оркестры и военные ансамбли (Ансамбль песни и пляски Российской армии, Виртуозы Москвы, Государственная симфоническая капелла)».[ «Классическая музыка 20-го века». [Электронный ресурс]. URL: http://www.olofmp3.ru/index.php/Klassicheskaya-muzyka-20-go-veka.html (дата обращения: 4.10.2010)]
Следует рассказать о некоторых композиторах.
«Многие из них не смогли показать весь свой потенциал, например Дмитрий Дмитриевич Шостакович - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, крупнейший композитор XX века, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры, который несмотря на все свои заслуги, имел очень сложные отношения с властью и вынужден был писать в двух стилях - симфонии для власти, и более мелкие работы, такие, как струнные квартеты, в которых проявлял собственные взгляды и стиль». [Электронный ресурс]. URL: http://belhist.narod.ru/hist/obhist/a13/11.txt (дата обращения: 4.10.2010)]
«Первое опубликованное сочинение Шостаковича было написано в 1922 году, в возрасте 16-и лет. Это известные в наше время "Три фантастических танца". В то время Шостакович вынужден был подрабатывать игрой на сеансах немого кино, несмотря на то, что получал стипендию в консерватории. Его дипломная работа - Первая симфония - сразу привлекла к себе внимание зрителей. С неё началась широкая известность Шостаковича. В последующие годы созданы симфонии, оперы "Нос" и "Леди Макбет Мценского уезда", балеты "Золотой век", "Болт", "Светлый ручей", написана музыка к спектаклям и кинофильмам.
Живая мысль композитора упрямо пробивалась сквозь наносное, чуждое духу русского искусства. Молодой Шостакович с успехом выступает и как пианист: исполняет не только свою музыку, но и классику. В 1937 году Шостаковичем создана Пятая симфония - это итог длительных поисков своего выразительного языка, своей темы в музыке. Открывается период зрелости композитора. Успех приносят Шостаковичу и произведения последних лет: Шестая симфония, квинтет, музыка к фильмам "Выборгская сторона", "Великий гражданин", "Человек с ружьём"».[«Музыка СССР». [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_СССР (дата обращения: 4.10.2010)]
Еще один русский композитор Сергей Прокофьев. «В 1935 году им создан балет "Ромео и Джульетта" (по трагедии Шекспира). Нужно отметить, что до Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, "Александр Невский"(1938г), "Иван Грозный"(1945г). В произведениях советского периода композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте. В эти годы написана опера "Семён Котко" (по повести В. Катаева "Я сын трудового народа"), а также симфоническая сказка "Петя и Волк"».[«Сергей Прокофьев». [Электронный ресурс]. URL: http://www.maestroes.com/sergey-prokofiev.html (дата обращения: 4.10.2010)]
Так же стоит упомянуть Арама Хачатуряна. «Первая симфония Хачатуряна - дипломная работа после окончания консерватории - признана выдающимся произведением. Она состоит из трёх частей, лирические темы в ней противопоставлены танцевальным. Очень быстрая третья часть походит на национальный грузинский танец "лезгинку".
Вслед за Первой симфонией появляется блестящий по виртуозности фортепьянный концерт с оркестром. Яркий по национальному характеру музыки и в то же время близкий классическим фортепьянным концертам Чайковского, концерт Хачатуряна широко известен. Кроме камерных и симфонических произведений, композитор ещё в 30-х годах пишет музыку к кинофильмам. В сочной по краскам оркестровке Хачатуряна слышимы звучания, близкие национальным народным инструментам. Своеобразность танцевальных ритмов придаёт музыке стремительность, напряжённость.
Концерт для скрипки с оркестром (1940) по характеру музыки близок к фортепьянному концерту композитору. Он посвящён одному из лучших скрипачей того времени - Д.Ф. Ойстраху. В последствии Хачатуряном были созданы балеты "Гаяна" и "Спартак", "Ода памяти Ленина" и другие произведения» "». [Арам Ильич Хачатурян». [Электронный ресурс]. URL: http://www.classic-music.ru/hachaturian.html (дата обращения: 4.10.2010)]
Еще один русский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. «В основе большинства произведения Кабалевского — советская тематика. Музыке Кабалевского, связанной с академическими традициями отечественной музыки, свойственно оптимистическое настроение: она идеально вписывалась в каноны «социалистического реализма». Он внёс также вклад в область музыки для детей и юношества, развиваемые им эстетические и идеологические установки в этой области служили в СССР непререкаемой официальной основой детского и школьного музыкального воспитания». [Большая Советская энциклопедия.Значение слова "Культурная революция" в Большой Советской Энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/article067332.html (дата обращения: 4.10.2010)]
«Сочинения Кабалевского: оперы "Кола Брюньон" или "Мастер из Кламси" (1938 год и новая редакция в 1968 году), "В огне" ("Под Москвой", 1943 год), "Семья Тараса" (1950 год), "Никита Вершинин" (1955 год), "Сестры" (1969 год). Кабалевский написал балет "Золотые колосья" (1940 год) и оперетту "Весна поет" (1957 год).»[ Большая Советская энциклопедия.Значение слова "Культурная революция" в Большой Советской Энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/article067332.html (дата обращения: 4.10.2010)]
«В СССР в 20-е годы зарождается джаз-сцена одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон)