РЕФЕРАТ
по культурологии
на тему: «Культурное пространство человека в современном мире»
Выполнила: Чаплина Галина Владимировна
Ставрополь, 2005
Содержание
Введение. 3
1. Культурное пространство человека в современном мире. 5
2. Глобализация культуры: тенденции и противоречия. 7
3. Динамика современной культуры.. 10
Заключение. 14
Литература. 15
15 июля 2004 года Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) выпустила «Доклад о развитии человека 2004». Доклады о развитии человека готовятся ежегодно, начиная с 1990 года, сетью ведущих специалистов науки, правительственных органов и гражданского общества и освещают ключевые проблемы человечества. Доклад 2004 года, озаглавленный «Культурная свобода в современном многообразном мире», утверждает, что культурная свобода является необходимым элементом развития человека.
Анализ и предложения, опубликованные в Докладе, опираются на данные, идеи и наилучший опыт глобальной сети ведущих специалистов академической науки, правительственных органов и гражданского общества. Концепция человеческого развития предполагает больше, чем просто измерение доходов на душу населения, развития ресурсов и удовлетворения основных потребностей человека в качестве меры для определения прогресса. В ней учитываются такие факторы, как свобода, достоинство и возможность участия в общественной жизни. В Докладе о развитии человека 2004 г. утверждается, что развитие есть «процесс расширения выбора для человека», а не просто увеличение национального дохода.
В Докладе о развитии человека 2004: «Культурная свобода в современном многообразном мире» подчёркивается, что государства должны активно проводить в жизнь политику поощрения мультикультурности, направленную на предотвращение религиозной, этнической или языковой дискриминации на почве культуры. Расширение культурных свобод, а не гомогенизация или подавление – вот единственная устойчивая альтернатива, обеспечивающая стабильность, демократию и развитие человека как в национальном, так и в международном масштабе. Реализовать такие политические подходы не просто, но во многих странах уже накоплен положительный опыт. В докладе развенчиваются мифы, используемые для противодействия расширению культурных свобод. В нём показано, что многообразие не является угрозой для наций и государств, источником неизбежных столкновений или преградой на пути общенационального развития. Напротив, культурное многообразие – это базовый элемент человеческого развития, понимаемого как способность людей выбирать, кем быть и что делать. Понятие культурной свободы предполагает расширение возможности выбора, а не консервацию ценностей и обычаев и не слепое следование традиции. Культура в современном мире – это не набор застывших ценностей и обычаев, она не может служить оправданием нарушений прав человека и принципа равенства возможностей.
В современном мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытеснили из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев.
Формируя культурное пространство, человек осуществляет свой способ видения мира. В свою очередь культурное пространство воздействует на человека. И не только через создание внешних знаковых форм (архитектура, интерьер, костюм и т.д.), но и через изменение образа жизни, конструирование его нового облика.
Формирование массовой культуры напрямую связано с развитием промышленных технологий и новых средств осуществления социокультурной коммуникации. Одновременно в культуре складывается совершенно иной уровень интенсивности культурных контактов (и межиндивидуальных, и мнежгрупповых), обуславливающий иные объемы и интенсивность коммуникативных процессов. Актуализуется проблема преодоления межиндивидуальных и межгрупповых культурных барьеров и культурной дистанции между представителями различных сообществ. Решение этой проблемы начинает осуществляться не по парадигме «колонизации» (насильственного введения определенных национальных и культурно-технологических образцов поведения и социальных отношений), а по парадигме распространения и утверждения этих образцов в приемлемой для разных культур формах, преимущественно в формах художественного творчества, и с ориентацией на «общечеловеческие ценности», т.е. на актуальную для любого человека базовую совокупность ценностей и представлений. Внедрение подобных практик в мировых масштабах позволило не только уменьшить число конфликтов в культурных контактах, но и сформировало основные характеристики современной человеческой культуры.
Одновременно, формирование массовой культуры позволило решить ряд внутрисоциальных проблем, связанных, прежде всего с изменением механизмов социальной стратификации и форм социализации в современных обществах, а также с профилактикой девиантного поведения. Однако развитие коммуникативных технологий вывело массовую культуру за пределы модернизированных обществ и сделало ее распространение процессом глобального характера. Базовые формы массовой культуры стали популярными в большинстве современных обществ и на сегодняшний день являются одной из приоритетных сфер создания и распространения культурных инноваций. Стереотипный характер культурных образцов массовой культуры, эксплуатация тематики, актуальной для большинства людей, высокий уровень привлекательности форм репрезентации массовой культуры, ее латентность к культурным вариациям (этнокультурным и субкультурным особенностям), ее гибкость и динамичность сделали массовую культуру доступной для большинства обитателей глобализующегося мира, и, одновременно, помогли сгладить негативные последствия этой глобализации. Именно через массовую культуру человечество сегодня представляет результаты своего культурного творчества.
Таким образом, культурное пространство современного мира, воздействующее на человека, формируется средствами массовой информации. Развитие современных коммуникативных технологий сделало распространение массовой культуры процессом глобального характера.
К числу наиболее значимых цивилизационных тенденций современности следует отнести процессы глобализации и информатизации, находящиеся в диалектическом единстве и взаимообусловленности. Именно их синтез все в большей степени определяет генеральное направление социального развития человечества на ближайшую перспективу.
По мнению А. А. Пелипенко, глобализация как явление вовсе не является чем-то уникальным и присущим исключительно современной эпохе. Стремление к неограниченному росту, экспансии и бесконечной ассимиляции любого инокультурного материала свойственно всякой культурной системе, что и было многократно явлено в человеческой истории, начиная с древневосточных империй, кончая совсем недавним прошлым.
Мы должны отметить и ряд совершенно особенных черт, присущих современным глобализационным процессам.
Все прежние глобализационные проекты в истории осуществлялись, образно говоря, в эпоху идеалов, и, следовательно, по своим формам носили идеократический характер. Главным средством реализации такого проекта было прямое военно-политической насилие, а его историческим воплощением – теократическая империя. Теперь же, когда эпоха идеалов сменилась эпохой интересов, прямое военно-политическое насилие оказывается средством неадекватным. Ему на смену приходит неолиберальный проект глобализации.
При анализе современных тенденций следует учитывать следующие факторы:
1. Глобальные процессы разворачиваются на фоне приближения системного кризиса всей человеческой цивилизации, который по усредненным подсчетам должен произойти около 2025–2030 гг. (Расчет группы С. П. Капицы и др.).
2. Важнейшим фактором современного культурного климата является постмодернизм, который давно перестал быть узкой интеллектуальной модой, а является главной формой стихийного мировоззрения большей части образованного человечества.
3. Одним из определяющих факторов структурно-качественных трансформаций культурно-цивилизационных параметров современного мира и самой психики человека ближайшего будущего, является экранная революция, сопоставимая по своей значимости, разве что с возникновением письменности.
Но виртуализация реальности, подобно любой социально-информационной технологии, является амбивалентным процессом, обладает двойным назначением, т. е. характеризуется не менее мощным социальным негативом. Благодаря новому информационному режиму современный социум становится проницаемым для любых информационных импульсов. Информационное общество, обретя невиданную ранее свободу, единство в многообразии, динамизм развития, обрело и новую степень уязвимости перед деструктивными факторами и различными социальными девиациями. Негативные факторы, получившие в глобальной системе новые стимулы и возможности, разнообразны, их диапазон простирается в границах от международного терроризма до хакерства, стандартизации культурных ценностей, распространения манипулятивных технологий и т. п.
Очевидно, что мировое сообщество еще не овладело в полной мере новыми инструментами социального управления, не освоилось с реальностью глобальной информационной системы, не научилось обуздывать своеволие информационных игроков. Необходимо формирование новой культуры – информационной, новой этики – этики виртуальных коммуникаций, новых знаний и умений, обучение новым профессиям и технологиям. Именно в этом векторе развития обществе и личности можно видеть источник социального оптимизма.