Русскому человеку присущ был также и традиционный стиль мышления. Основным его догматом являлось представление о том, что все таково, каким оно есть и было всегда и, следовательно, по-другому быть нем может. Главная задача мышления в этом случае – не спорить, а находить способы примирения с существующим положением вещей. Вот почему даже в самые мрачные века русского средневековья, в годы правления Ивана Грозного, «безмолвствующее» большинство оставалось как юродство, хотя на самом деле «обличительство» было следствием подвига юродивого. Юродство – это феномен эпохи Московского царства – эпохи торжества и деспотизма и господства православно-христианской нетерпимости. В Киевской Руси его практически не было.
С точки зрения традиционного стиля мышления, мир постоянен и неизменен, и поэтому для его объяснения используются общепринятые стереотипы, выработанные провиденциалистским типом миросозерцания. При этом, однако, надо сказать, что эти объяснения строились не только на основе умозрительных религиозных представлений о мире и месте в нем человека, но и были обусловлены конкретным видением действительности, т.е. содержали элементы реалистического объяснения событий.
Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. Москва вынужденно стала третьим Римом, хотя соответствующая теория псковского старца Филофея, кажется, более известна сейчас, а не тогда. Зато общепринятым было понятие «святая Русь». Проанализировав его употребление, известный филолог и культуролог С.С. Аверинцев пришел к выводу, что «за ним стоит отнюдь не… национальная идея, не географическое и не этническое понятие. Святая Русь – категория едва ли не космическая. По крайней мере, в ее пределы (или в ее беспредельность) вмещается и ветхозаветный Эдем и евангельская Палестина». Можно привести много свидетельств того, что христианство так и не вошло в плоть и кровь простых людей, да и некоторых духовных лиц. По словам Н.И. Костомарова, «несмотря на глубоко-нравственное значение, какое вообще придавали строгому подчинению церкви, русское благочестие основывалось больше на внимании к внешним обрядам, чем на внутреннем религиозном чувстве. Духовенство почти не говорило проповедей, не было училищ, где бы юношество обучалось закону Божию».
2 Летописание и литература
С начала XV в. на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись – это своеобразная историческая энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 г., летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого государства. В середине XV в. появился первый «Хронограф» – описание событий всемирной истории и русской истории. Его составителем был Пахомий Логофет.
В XVI в. создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная книга» – с описанием портретов и времени правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского централизованного государства.
В начале XVI в. появилось литературно-публицистическое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских», где род московских правителей прослеживался со времен Всемирного потопа. Эта книга подтверждала концепцию «Москва – третий Рим». А в середине XVI в. московские летописцы создали так называемую Никоновскую летопись, один из списков которой (Лицевой свод) содержал около 16 тыс. миниатюр.
Продолжала развиваться житийная литература, были созданы жизнеописания митрополита Петра и святого Сергия Радонежского. Митрополит Макарий, ставший в 1526 г. архиепископом Новгородским, приступил к составлению сборника «Великие Минеи Четьи» – свода «Житий святых» в 12 томах. Также появились многочисленные «житийные» повести о героях борьбы с ордынским игом (псковском князе Довмонте, Александре Невском, Дмитрии Донском и др.).
Широкое распространение в это время получили исторические повести, в которых рассказывалось о реально произошедших событиях. К их числу относятся «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Мамаевом побоище», а также знаменитая «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем.
В 1466–1472 гг. появилось первое в европейской литературе описание путешествия в Индию – «Хождение за три моря», принадлежавшее перу тверского купца Афанасия Никитина. В середине XVI в. в Россию из Западной Европы пришло книгопечатание. На Никольской улице в Москве для типографии было построено отдельное здание. Всего до конца XVI в. в России было издано 20 книг.
Обобщением культурно-бытового уклада русской жизни стал «Домострой», составленный приближенным Ивана Грозного священником Сильвестром и одобренный Церковным собором.
В XVI в. появляются научные книги, носившие, как правило, характер свода практических сведений. Особенно популярна была переводная «Христианская топография», написанная александрийским купцом Козьмой Индикопловом. Эта книга отражала научные знания своего времени (небо круглое, земля четырехугольная и т.д.). Также были переведены «Надзиратель», посвященный ведению сельскохозяйственных работ, и «Вертоград», содержавший сведения о медецине.
Одним из самых интересных памятников этого периода является переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским. В своих письмах царь обвинял сбежавшего в Литву военоначальника в предательстве и трусости. А Курбский в ответ ругал царя за самоуправство. К переписке примыкает созданная Курбским «История о великом князе Московском».
3 Живопись
XV в. называют «золотым веком русской средневековой живописи». К этому периоду относится творчество византийского мастера Феофана Грека. первоначально он работал в Новгороде, где расписал церковь Спаса Преображения. Грек – гениальный колорист, свободно владеющий техникой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде.
Крупнейшим живописцем XVI в. был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой иконы, фрески.
Вместе с тем в XVI в. в живописи начинается поворот к более приземленным темам, бытовым потребностям. Все чаще в композициях присутствуют реалии русской жизни. в иконах изображение человека становится более естественным, лишенным прежней канонической условности.
Живопись становится все больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами. Икона «Церковь воинствующая» (середина XVI в.) в аллегорической форме воспевает взятие Казани, русское воинство, молодого самодержца. Росписи Золотой палаты в Кремле (1547–1552 гг.) посвящены историческим событиям. Например, фрески Грановитой палаты, рассказывая об Иосифе Прекрасном, повествуют о возвышении Бориса Годунова. В конце XVI в. получают известность иконы «строгановского письма». Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. В этой манере работали московские мастера Прокопий Чирин, Истома Савин и другие «царские иконописцы». Они нередко исполняли иконы по заказам именитых людей Строгановых. На них же работали и собственные мастера из их бывших холопов в Сольвы-чегодске.
4 Архитектура
С XV в. начинается процесс слияния местных архитектурных художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV в. при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведениями искусства.Использовали при этом традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского зодчества, а также приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. В церковном зодчестве получил распространение храм шатрового типа, по образцу деревянных церквей. В отличие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте. Самый выдающийся образец этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного. В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г. Продолжали строить соборы и крепостные стены в монастырях – Соловецком, Троице-Сергиевом и др. По примеру московского Успенского собора в Вологде построили Софийский собор (1568–1570 гг.). А в Вязёмах к западу от Москвы, в имении Бориса Годунова появляется величественный пятиглавый храм святой Троицы; позднее его стали звать Преображенским. Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения – Приказа каменных дел (1580-е гг.). Он организовывал строительные работы, очень большие по масштабам (вызов рабочих из разных городов, заготовка стройматериалов).