Смекни!
smekni.com

Культурные и религиозные традиции кельтов и славян (стр. 3 из 3)

Необходимо отметить, что славяне так же имели обыкновение строить свои города-крепости на мысах, образованных впадением одной реки в другую. Достаточно вспомнить Псковский и Новгородский кремли, Любшанскую и Староладожскую крепости. Вода для кельтов и славян, помимо чисто оборонительного значения, имела и сакральное. Не зря у славян слова "оберег", "оберегать", "берегини" происходят от слова "берег". К тому же речная преграда еще разделяла пространство на "свое" и "чужое".

Бусы стеклянные глазчатые

Выше, в первой главе, уже говорилось о том, что среди кельтских украшений пользовались большой популярностью глазчатые бусы, производство которых было широко налажено в кельтском мире. Видимо, эти бусы имели и ритуальное, охранительное значение, как, впрочем, и все ювелирные украшения, несли еще и функцию оберегов. Скорее всего бусы, похожие на глаза, охраняли от сглаза.

На севере Древней Руси тоже известны многочисленные находки глазчатых, стеклянных ус. Более того, в Старой Ладоге была обнаружена мастерская по производству глазчатых бус, датированная VIII в. Археологи считали, что их производство было налажено по арабской технологии. Однако гораздо естественней предположить, что производство подобных глазчатых бус было перенято от кельтов, с которыми славяне имели не просто тесные отношения, а как было сказано выше, именно кельтезированное и даже смешанное славяно-кельтское население, появившееся на берегах Волхова, Ладоги и оз. Ильмень. Тем более, что изготовляемые в Ладоге "глазки", так назвал эти бусы первый русский летописец, не только похожи на кельтские, а имеют, с точки зрения лингвистики, скорее всего кельтское происхождение. Глаза в те времена называли "очи". Впоследствии название глазчатых бус закрепилось в русском языке для обозначения органов зрения.

Сопоставление культурных традиций кельтов и славян, особенно на северной периферии славянского мира, показывает не только то, насколько глубокими были корни этого взаимовлияния, но и то, что жители Северной Руси на протяжении всего средневековья не прерывали культурных и экономических контактов с остатками могучего прежде кельтского мира.