Смекни!
smekni.com

Культурные традиции эпохи Просвещения (стр. 2 из 5)

"Целью государства любой формы должны быть сохранение свободы на основе закона", "баланс интересов различных социально-духовных групп обеспечивает стабильность государства", "необходим принцип разделения властей в государстве" — это основные поло­жения трактата "О духе законов" Ш. Монтескье.

Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант(1724—1804). Знаменитые вопросы Канта: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" — были подготовлены предшествующей философией.

Славу модного писателя принесла Канту работа "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного". Эстетические категории "прекрасное" и "возвышенное" слу­жит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюде­ния о человеческом в человеке[5]. Предметом теоретической фило­софии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей — природы, мира, человека, а исследование деятельности, установ­ление законов человеческого разума и его границ.

В трактате "Ответ на вопрос: что есть Просвещение"Кант подыто­живает основные идеи Просвещения, которое стремится освобо­дить людей из-под гнета и призывает их к тому, чтобы мерилом решений был их собственный разум. «Будь смел ... и используй собственный разум. Это девиз Просвещения».

Особенно значителен вклад Канта в разработку теории право­вого государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. Не случайно в Германии XVIII в. называют «веком Канта».

Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в рос­сийском обществе того времени.

По мнению просветителей, величие человека, его отличие от Других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде "Человек»И.П. Пнина(1773—1805), просветителя, поэта, последователя А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.

Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А.П. Куницына(1783—1840) "Право естественное". Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремле­нием обрести свободу.

Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Цель свободного общества, по мнению просветителей, — благополучие граждан. «Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками», — писал А.Ф. Бестужев(1761—1810), отец декабристов братьев Бес­тужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, че­ловек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева "О воспитании", опуб­ликованный в "Санкт-Петербургском журнале", который он изда­вал вместе с И.П. Пниным.

Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытно­стью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоз­зренческих и эстетических проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян[6].

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломо­носов, стараниями которого был открыт университет в Москве.

Эстетика просветительства нашла широкое распространение в рус­ской литературе — в произведениях Д.Я. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, в русской живописи — в полотнах Ф.С. Рокотова,Д.Г. Левицкого.

Провозвестник революционных настроений в России А.Н. Ра­дищев(1749—1802) в своих произведениях (ода "Вольность", "Путе­шествие из Петербурга в Москву")отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.

Крупнейший представитель русского просветительства — Н.И. Новиков(1744—1818), публицист, издатель сатирических жур­налов, организатор типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Издаваемые им книги охватывали все отрасли знаний.

Самодержавие жестоко расправлялось с просветителями. Книга Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву"была конфискована и запрещена (только в 1905 г. вышло новое издание), а сам автор был отправлен в ссылку. Был заключен в Шлиссельбургскую кре­пость и Новиков.

Разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их творческой деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, право­вого государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого заплатили.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной куль­туры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время фи­лософов, социологов, экономистов, литераторов нового века — Просвещения. Эстетическое новаторство столетия проявило себя не столько в желании сломать или даже реконструировать тради­ционные формы, сколько в создании каких-то иных форм, суще­ствующих в обход традиции и как бы независимо от нее[7].

2. Эстетика в различных формах Просвещения.

Европейское искусство XVIII в. соединяло в себе классицизм и романтизм[8].Романтизм, возникший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Используя старые стилистические формы классицизма, искусство эпохи Просвещения отражало при их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях[9].

Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не ис­пытывавших потребности в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм(от фр. — чувство), отразивший в полной мере просвети­тельские представления об изначальной чистоте и доброте челове­ческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. В дневниках, романах, письмах, стихах писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувстви настроений.

В европейском искусстве XVIII в. было еще одно направление - рококо. Для него характерны красота, грациозность и прихотливый орнаментальный ритм. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — причудливость, ироничность, вычурность, дразнящее чувство. Не случайно происхождение термина "рококо" возводят к французскому слову "рокайль" (бриллиант и украшение из раковин), обозначавшему стиль украшения интерьера, основывающийся на з-образных изгибах и спиралевидных формах. Рококо стал ведущим эстетическим направле­нием искусства во Франции в XVIII в., а затем получило широкое распространение в Европе, особенно в церквах и дворцах Южной Германии и Австрии.

Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравно­мерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к ис­кусству программно-гражданственной направленности. В искусст­ве, и особенно, в литературе Англии, уже зарождались характерные черты реализма.

Молодой Гойя(1746—1828) в Испании всем своим творчеством подготавливал романтизмнового столетия.

Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем ос­новы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисцип­лины, развитие которой тесно связано с успехами философии.

Основной литературный жанр эпохи Просве­щения — роман.Успех романа, особенно зна­чительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, на­сколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону Крузо из романа Даниэля Дефо(1660—1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье[10].

Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недву­смысленно свидетельствует Джонотан Свифт(1667— 1754) в книге (Путешествия Гулливера», когда отправляет своего героя на остров ра­зумных лошадей. Как невозвратно далеко ушел человек от этой патриархально-справедливой жизни и мечтающий о разумном идеале, не напоминает ли он в действительности злобных йэху, высшее счастье которых алчно перебирать драгоценные камешки? Карикатурные, сатирические и иронические мотивы просматриваются в его его творчестве.

Развертывая в своих книгах положительную программу, про­светители широко представили и то, как живет человек, обманы­вая и обманываясь.