Нравственно идиллические черты неизменно соседствует с сатирическими. В романах (например, «История Тома Джонса, найденыша» английского писателя Г. Филдинга, нередко прибегали к параллельному построенюсюжета, напоминающему сказочный: о добром и злом братьях, каждому из которых в конце концов воздается по заслугам. Впервыев английской литературе Филдинг (1704—1754) продемонстрировал возможности создания впечатляющих образов, развития сюжета, проницательного наблюдения.
Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естественного человека представлено в трактатах Ж. Ж. Руссо(1712— 1778) и его романах "Юлия, или Новая Элоиза"и "Эмиль, или о воспитании".
Образцом всего благородного, возвышенного, лирического, поэтического и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения[11].
Это было время новых философских убеждений и эстетических поисков, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими. Широкий диапазон просветительской мысли представлен в творчестве английского поэта и сатирика А. Попа (1688—1744). Его дидактическая поэма "Опыт о человеке" стала для Европы учебником новой философии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом русского Просвещения.
Распространению идей Просвещения в Германии способствовали поэма "Мессиада" Ф. Клопштока (1722—1803), в которой автор стремился к выражению интимно-рациональных начал, которые лежат в основе многих поступков человека, а также "Обращение с людьми" — самое известное произведение А.фон Книгге(1753— 1796). В этой работе Книгге изложил представления о светском, аристократическим образе жизни и жизни буржуазии, ориентированной на обыденные ценности, дал много практически жизненных советов, основанных на опыте и знании людей.
В музыке кконцу XVII—XVIII вв. начинает складываться тот язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иоган Себастьян Бах(1685—1750) и Георг Фридрих Гендель(1685— 1759)[12].
Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойденный мастер симфонии.Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительна музыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.
Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения — оратории "Израиль в Египте", "Мессия".Гендель написал более 40 опер, а также органные концерты, сонаты, сюиты.
Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школаи ее виднейшие мастера — Гайдн, Моцарт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.
"Отцом симфонии" называют Йозефа Гайдна(1732—1809), учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них — темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершина его творчества — "12 Лондонских симфоний",написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений, довел до классического совершенства симфонию, квартет сонату. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории — "Сотворение Мира" и "Времена года", в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.
Вольфганг Амадей Моцарт(1756—1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: был виртуозом-исполнителем, сочинял в большом количестве музыку. Необыкновенные способности Вольфганга развивались под руководством его отца — скрипача и композитора Леопольда Моцарта. С 1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх "Похищение из Сераля", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта"Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья — к тонкой поэтической лирике.
Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизмастали три его симфонии (всего Моцартом было написано около 50): "Ми бемоль мажор" (№ 39) — жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевального движения; "Соль минор"(№ 40) — глубокая лирическая поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремлений; "До-мажор" (№41), названная современниками "Юпитер", - обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждая разумность и гармоничность его устройства.
Музыка Моцарта являет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм.
"Музыка должна высекать огонь из людских сердец", — говорил Людвиг Ван Бетховен(1770—1827), чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера "Фиделио"и увертюры "Эгмонт", "Леонора", "Кориапан", фортепианная соната № 23. Завоевание свободы в результате упорной борьбы — вот главная идея его творчества.
Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он уже юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор — все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат(всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драматические образы Четырнадцатой ("Лунной") и Семнадцатой сонатотразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей ("Героической")симфонии ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Композитора привлекали и камерные жанры (вокальный цикл "К далекой возлюбленной").Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека.
Апофеоз его творчества — Девятая ("Хоральная")симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шилле-ровской "Оды к радости", избранной гимном Европы.
Изобразительному искусствуXVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) — характерные черты искусства XVIII в. Эти свойства художественного восприятия жизни оказали значительное влияние на развитие мировойхудожественной культуры[13].
Итальянское искусствоXVIII в. достигло своего расцвета только в Венеции. Выразителем духа Венеции был Джованни Баттиста Тьеполо(1696—1770), крупнейший итальянский живописец XVIII в., один из первых представителей итальянского рококо. Тьеполо принадлежат гигантские по масштабу росписи как церковные, так и светские. Его работы отличает легкий динамичный стиль, они наполнены светом и теплом.
Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты — городского архитектурного пейзажа. Это Антонио Каналетто, прославленный торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры. Виды родной Венеции писал и Франческа Гварди(1712—1793), поэтический, романтический мастер, искусно использовавший эффект отраженного света ("Венецианский дворик").
Расцвет национальной школы живописи в Англииначинается с Уильяма Хогарта(1697—1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии гравюр "Карьера проститутки", обличительных жанровых зарисовок "Карьера мота". Хогарт был единственным художником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирическими журналами, с литературой Просвещения. Свои эстетические взгляды он изложил в трактате "Анализ красоты", где осудил некритичный подход к искусству и выдвинул в качестве критерия эстетического восприятия красоты двойную изогнутую линию. Хогарт много делал для введения в практику художественных выставок.
Замечательным художником-портретистом был Томас Гейнсборо(1727—1788). Портретным образам художника, нередко помещенным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны душевная утонченность, одухотворенность и поэтичность. Знаменательно, что этот жанр занимает главное место в стенах Королевской Академии искусства (открыта в 1768 г.), одним из членов учредителей которой был Гейнсборо. Художник первым из английских мастеров стал следовать реалистическим традициям в пейзажной живописи.
В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением в искусстве ФранцииXVIII в. стало рококо. Сюжеты полотен художников — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые "триумфы" и "туалеты".
Живописцем рококо был Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Он разработал и развил новый жанр картин — галантные праздники, причудливые сценки, изображающие элегантно одетых молодых людей на лоне природы ("Отплытие на остров Киферу"). Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше(1703—1770). "Первый художник короля", директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет и т.д. Типичные сюжеты его полотен — "Триумф Венеры", "Венера с Амуром", "Купанье Дианы"и т.п.