Картины на фривольные сюжеты, часто эротические ("Качели"), писал Жан-Оноре Фрагонар(1732—1806), ведущий представитель рококо.
Идеи Просвещения не только влияли в целом на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дени Дидро(1713—1784) были первой формой критической литературы по искусству.
В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена(1699—1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода — котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи ("Молитва перед обедом", "Прачка"), а от нее — к портрету.
Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись[14]. Это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и классические черты — во второй. Легкость, свобода, динамика видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля(1714—1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственности и изящества "Меркурии, подвязывающем сандалию".
Жан Антуан Гудон(1741—1828) — истинный историограф французского общества, передал в своей скульптурной портретной галерее духовную атмосферу его эпохи. Его "Вольтер" — свидетельство высокого уровня французского искусства.
Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с театром.
Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его "исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары".
Писать о людях в обыденных обстоятельствах значило писать одновременно о жизни, сформировавшей этих людей. И писать нелицеприятно — ведь драматурги Просвещения исходили из больших общественных и человеческих идеалов и решительно не воспринимали всего, что им противоречило. В трагедии они негодовали, в комедии издевались.
Крупнейшим драматургом АнглииXVIII в. был Ричард БринслиЩеридан(1751—1816). Его сатирические комедии нравов ("Поездка в Скарборо" и "Школа злословия")направлены против безнравственности высшего света, пуританского лицемерия буржуа.
Некогда великая торговая держава, Венецияпереживала в XVIII в. экономический упадок, но не только сохранила, но и сумела развить свою культуру. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На карнавал в Венецию съезжались со всей Европы. В этом городетворил Карло Гольдони(1707—1793), создавший 267 драматических произведений, но прославили его лучшие комедии — "Трактирщик" и «Слуга двух господ».
Современником Гольдони был Карло Гоцци(1720—1806). Его сказки — фьябыоснованы на фольклорных мотивах и традициях комедии ("Любовь к трем апельсинам", "Турандот" и др. о жизни театральной Венеции).
Во Франции самым высоким, достигшим абсолютной зрелости, воплощением комедии нравов, была "Женитьба Фигаро"великого французского драматурга Пьера Бомарше(1732—1799). Фигаро оказался олицетвореним общенародной оппозиции старому режиму, той самой оппозиции, которая привела к революции. И недаром два человека так ненавидели эту пьесу — Людовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Наполеон Бонапарт, построивший свою империю на развалинах революционных порядков.
Страной, где "серьезный жанр", как его называли в XVIII в., а потом и трагедия сделали наибольшие успехи, была Германия. Хотя театр Просвещения появляется в Германии лишь в середине 50-х годов XVIII в. (на сорок—пятьдесят лет позже, чем в Англии и Франции), но зато, восприняв опыт предшественников, дает замечательные плоды.
Готхольд Эфраим Лессинг(1729—1781) был теоретиком изобразительного и драматургического искусства, создателем замечательных пьес ("Сара Сэмпсон", "Эмилия Галотти").В сочинении "Гамбурская драматургия"он толкует по-своему Аристотеля и критикует застывшие формы классической французской драмы, противопоставляя их свободному подходу Шекспира и утверждая право третьего сословия быть героями произведений.
Эстетические сочинения Лессинга ("Лаокоон, или о границах живописи и поэзии", "Гамбургская драматургия")имели резонанс во всех европейских странах. Основной вопрос, который Лессинг поднимает в "Лаокооне",— о специфической природе поэзии и живописи, а следовательно, различии и границе между ними. Изобразительное искусство и поэзия являются "подражанием действительности", заявляет Лессинг. Он показывает, что по сравнению с изобразительными искусствами поэзия способна к значительной индивидуализации человеческих характеров и переживаний. Задача писателя, считает Лессинг, изображение жизни в движении, в борьбе.
Иоганн Вольфганг Гёте(1775—1787), "универсальный гений" ученый, теоретик и знаток искусства, романист, великий поэт и замечательный драматург, он словно бы воплощал в себе всю культуру Германии. Пьеса "Эгмонт" (1775—1787) — одна из лучших театральных созданий Гёте. Самая великая цель состоит, по Гёте, в утверждении человечности.
Для Германии воспитание свободолюбивой человеческой личности становилось революционной задачей. Этой задаче и посвятил себя Фридрих Шиллер(1759—1805) — ученый, историк и эстетик, великий поэт и драматург. На творчество Шиллера огромное влияние оказала литература Просвещения, мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства выражены уже в раннем его произведении — драме "Разбойники". Драмой "Коварство и любовь"Шиллер словно бы подводит итог одной из главных линий драматургии XVIII в. и открывает дорогу новой драме. Сам он в известном смысле тоже принадлежит к ней — ведь театр XX в., найдя к Шиллеру во многом новый подход, считает его современным автором — интерес к сильным характерам и социальным потрясениям определил напряженный драматизм трагедий Шиллера во все времена.
Рационализму Просвещения немецкое литературное движение «Буря и натиск» противопоставляло страсть, фантазию и образность. Главной формой своего самовыражения движение избрало драму. Своим названием оно обязано драме Ф. Клингера(1752 — 1831) "Буря и натиск", в которой автор воспел стремление человека к свободе.
Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII— XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество — смуту, нарушившие естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков Истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось его историческое и эстетическое предназначение.
По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подвел Гёте в трагедии "Фауст",оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим званными к жизни могучими силами.
Это был век великих открытий и великих заблуждений, век, окотором русский просветитель А.Н. Радищев проницательно афористично сказал в стихотворении "Осьмнадцатое столетие":
Нет, ты не будешь забвенно, столетье
безумно и мудро,
Будешь проклято вовек,
ввек удивление всем.
Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.
Заключение
Просвещение – необходимая ступень в культурном и эстетическом развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к прекрасному всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформулировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими нитями была связана с Возрождением и унаследовала от деятелей Ренесанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие.
Любой народ, овладевая прежде всего той культурой, которая была создана до него, тем самым осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно он сам вносит свой вклад в культурный слой, эстетически обогащая его.
В данной работе проанализирован ход политических, культурных, научных, идеологических преобразований в обществе на рубеже двух эпох и раскрыто влияние этих факторов на эстетику общества.
Особое внимание уделено той роли, которую сыграла эпоха Просвещения в эстетическом развитии стран и народов.