Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 13 из 23)

9) Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала Церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангельских заповедей.

10) Принятие христианства в восточном варианте имело и иные последствия, проявившиеся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. В период Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере ускорения темпов развития Европы ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалась существенно. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса.

Культура Киевской Руси IXXI вв. Истоки культурного развития Киевской Руси. 1) Культура восточнославянских племен, составивших ядро государства. 2) Особое значение Византии, из которой на Русь пришло православное христианство, через Византию Русь приобщилась к античному наследию. 3) Влияние кочевых народов степи.Своеобразие культуры Киевской Руси определяется такими существенными событиями как призвание варягов (862), захват князем Олегом Киева (882), крещение Руси (988). Культура Киевской Руси переживала расцвет в период правления Владимира I и Ярослава Мудрого (2 пол. X-1 пол. XI вв.).

Особое место в истории России занимали монастыри, это относится прежде всего к эпохе средневековья. Сохранилось предание об основании Спасского монастыря близ Вышгорода греческими монахами, пришедшими на Русь во время её крещения.Валаамский монастырь – один из важнейших духовных центров России, его называют «Великая Лавра», «Северный Афон», расположен на архипелаге Ладожского озера. По преданию, первый из учеников Христа – святой апостол Андрей Первозванный предсказал великое будущее Валааму. Основатели Валаамского монастыря – преподобные Сергий и Герман, их житие относится ко времени крещения Руси в X в. Расположенный на границе владений Новгорода со Швецией монастырь неоднократно разорялся шведами.

Ктиторские монастыри – монастыри, которые основывались князьями в городах и находились на их попечении. Так, Юрьев монастырь основан по преданию князем Ярославом Мудрым в 1030 г. в нескольких километрах южнее Новгорода на р. Волхов. Он контролировал подступы к Новгороду со стороны Ильменского озера.

Киево-Печерский монастырь основан в середине XI в. преподобными Антонием и Феодосием. Первый храм монастыря, так же как и монашеские кельи, был устроен в пещерах под землей. Каменный Успенский собор был заложен в 1073 г., освящен в 1089 г., постройка шестистолпная, крестово-купольная, одноглавая. Этот собор имел определяющее значение в последующем развитии архитектуры на Руси.

Древнерусская литература характеризуется следующими особенностями. Высокая гражданственность и патриотизм, реализм, отсутствие вымышленных сюжетов и героев, персонажи – это или герои или безусловные злодеи, целомудренная чистота образов и благородство идеалов, поучительный характер, жизнеутверждающее начало, уважение ко всем народам, отсутствие рифмованной поэзии, образное мышление. Главная тема – смысл человеческой жизни. От домонгольских времен дошло около 150 книг.

Выдающиеся памятники литературы Киевской Руси:

«Остромирово Евангелие», «Слово о законе и благодати» Иллариона, агиографическая литература, «Печерский Патерик», «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, хожения. Переводная православная литература: прологи – житийные сборники, в которых жития святых расположены по дням памяти; шестодневы – беседы о божественном творении мира в шесть дней; палеи – пересказ библейских книг с комментариями.

Переводная светская литература представлена различными жанрами: воинские повести – «Александрия», «История иудейской войны» Иосифа Флавия, византийские хроники, «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника».

«Золотой век» культуры домонгольской Руси охватывает XII в. – 1230-е гг. Характеризуется следующими факторами. В XII в. ускорилось наметившееся еще во 2 пол. XI в. дробление Древнерусского государства. На территории Киевской Руси образовались самостоятельные государства (Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская республика и др.). Ослабло влияние Византии, местные особенности проявились более ярко, формируются местные художественные школы.

Владимиро-Суздальская архитектура – одна из наиболее значительных художественных школ Северо-Восточной Руси XII – 1 пол. XIII вв. Она отличается особенным изяществом пропорций, нарядностью внешнего декора, в частности виртуозной резьбой по белому камню. Суздальский стиль – белокаменное зодчество, которое сформировалось при Юрии Долгоруком. Родоначальницей стиля стала церковь Бориса и Глеба, возведенная по приказу Юрия Долгорукого на р. Нерли в селе Кидекше в 4 км. от Суздаля на месте, где останавливались святые князья. Храм включен в перечень объектов всемирного наследия России. Успенский собор г. Владимира – главный православный храм владимирской земли в XII в. Церковь Покрова на реке Нерли – жемчужина не только древнерусского, но и мирового храмового зодчества.

Русская культура XIIIXVII вв. Содержание и направление её развития в XIII–XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер. XIII – сер. XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV–XV вв. – это подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры – это подъем культуры в XV в. «Золотой век» русской иконописи – расцвет иконописи конца XIV–XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина – «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона «Троица», которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария. Формируется идеология «Москва – третий Рим». Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – «вечный город» погиб из-за ереси, второй Рим – Константинополь – по причине заключения унии с католиками, третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения».

Русская культура Нового времени XVIIIXIX вв. Это период в развитии русской культуры, начало которому положили реформы Петра I. Главное содержание петровских преобразований составила секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность русской культуры.

Отличительные черты новой культуры – светскость, европеизация, «государствоцентризм», больший демократизм, рационалистическое мировоззрение, ускорение темпов развития, открытость в контактах с культурами других стран и народов. Совершенно новыми явлениями, отсутствовавшими в русской традиционной культуре стали библиотеки, музеи (первый из них – Кунсткамера), общедоступный театр, Академия наук, парки, дворцовая архитектура, морской флот, мода и т.д. С 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от Рождества Христова по западноевропейскому образцу, начали праздновать Новый год, устраивать елки. По старому русскому календарю летоисчисление велось от сотворения мира – за 5508 лет до Рождества Христова, год начинался 1 сентября. Во 2 пол. XVIII в. сложилась как единое целое дворянская культура. Постепенно в ней наметились два противоположных крыла – это консервативно-охранительное и либерально-реформистское.

Русская культура XIX века характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, определивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. Характерной особенностью русской культуры XIX в. является литературоцентризм – особая роль литературы, ее влияние на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные, религиозные искания.

Особенностью развития художественной культуры является ее стилевое многообразие. На 1 пол. XVIII в. приходится расцвет русского барокко. Во 2 пол. XVIII в. господствует классицизм. Противоположностью классицизма выступает сентиментализм, предпочитавший чувства разуму. В 1 пол. XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. В 1830–1840 гг. появляется социально-исторический, или критический, реализм.

Культура «серебряного века». Термин «серебряный век» впервые употребили современники (Н. Бердяев, С. Маковский), рассматривался ими как образное, мифологическое понятие. Современная наука этим понятием обозначает этап в истории русской культуры с конца XIX до начала XX вв. Выделяются две тенденции: 1) приверженность к духовному наследию прошлого, сохранение традиций реализма; 2) интенсивный творческий поиск, экспериментирование, «эстетический переворот», который был связан с «переоценкой ценностей». Произошел отказ от традиционных взглядов на искусство. Появились его новые разнообразные модернистские (авангардистские) течения, направления: символизм, акмеизм, футуризм в литературе, в живописи – абстракционизм, супрематизм, конструктивизм.